​Тол бабай, перепэч и табани

Экономический кризис повлиял на виды отдыха – прощай, заграница, здравствуй матушка Россия!
Вот и мы решили начать с малого, с соседних регионов страны. Хорошо ли мы знаем наших соседей, рядом с нами Марий Эль, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан и т. д. 
Окунуться в народный этнос решили с Удмуртии и продолжили Пермским краем.

Удмуртам, говоря современным молодежным сленгом РЕСПЕКТ и УВАЖУХА. Более привлекательного путешествия по Удмуртии даже представить нельзя. Склоняю голову перед авторами проектов «Лудорвай» и «Тол бабай». 

Начну с экскурсовода. Ирина – не только экскурсовод, человек хорошо знающий тему, как оказалось позже, Ирина компетентна во всем, то как, она рассказывала о легендах и мифах финно-угорских народов, можно писать учебник для специалистов. Ни одной запинки, ни разу не повторялась, никаких пауз во время рассказов, и затяжных «ээээээээ», «нуууууу» и т. д.
Действительно, удмурты сегодня преподносят свой этнос в таком ракурсе, что начинаешь гордиться тем, что они твои соседи и дальние «родственники».

Представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в то, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях помогать своим потомкам.
Культы богов и духов, связанных с природой и землей широко распространены у народов финно-угорской группы, множество традиций и обрядов предназначены для задабривания духов природы.

Такого единения с природой, к сожалению, у нас уже нет, после принятия ислама, мы потеряли связь с матушкой землей; прородой и ее явлениями. В любой религии это искореняется. Удмурты сохранили свою первозданность, они открыто говорят, что вышли из леса.

Когда-то и тенгрианство было основой наших предков, которые жили в гармонии с природой, и считали, что человек должен жить в родовом сообществе, иначе оно исчезнет, что в принципе, и произошло.Тенгрианство, как религия, уже как онтология, появилась приблизительно в IV веке до нашей эры. Надо понимать, что в то время люди жили в очень тесной связи с природой.

Если все другие религии, а точнее верования (ведь в то время не было таких религий, как христианство или ислам) были основаны на страхе перед Богами, вечным преклонениям и мольбам о пощаде, то тенгрианство – совсем наоборот. Поэтому тенгрианство прежде всего выглядит как религия благодарности.

В деревне Старые Быги Шарканского района Удмуртии расположилась резиденция удмуртского Деда Мороза – Тол бабая. Кстати хочу отметить важную деталь: резиденция работает круглый год.

Легенда о Тол Бабае
В давние времена, когда еще на свете не было людей, в окресностях Кар-горы (кар с удмуртского снег, как и с татарского) жили алангасары – большие великаны, не отличающиеся большим умом. Потом появились люди. Алангасары? опасаясь их разума, прятались в яме на самой вершине Кар горы. И только самый маленький алангасар перед тем, как прыгнуть в яму, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и животных, узнал целебные свойства растений... И чтобы бродить по непроходимым чащам и болотам, алангасарe требовался посох. Посох себе Тол бабай нашел в лесу. Неутомимый удмуртский старец, много лет ходил по долам и лесам, охраняя жизнь природы. Потому и посох его потерся и погнулся, но с годами стал волшебным.

Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. С помощью своих друзей – белок – набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Ребятня обрадовалась, и алангасара прозвали Тол бабаем (с удмуртского и татарского – одинокий дедушка). С тех самых пор их дружба продолжается, а Тол бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками. Дальние родственники и помощники Тол бабая – лесные и водяные духи. Обыда (лесная кикимора), Нюлесмурт (Леший), Вумурт (водяной). На плече Тол бабай носит традиционный пестер – берестяной короб.

Дом сказочного героя необычный. Он выстроен в форме солярного знака. Каждое помещение представляет определенное время года. Например, зайдя в лето, ты попадаешь в удивительный сказочный мир. С потолка свисают огромные светящиеся цветы, а жители этой вселенной «стретокиты» – насекомые в человеческий рост. Дети, которые были в нашей экскурсионной группе, были в полном восторге от увиденного.

Конечно, главным временем года здесь является зима. Все-таки Тол Бабай любит холод. На небольшом возвышении расположился его трон, а рядом елка, украшенная игрушками. Тут она стоит круглый год. Как в детстве все начинают звать удмуртского Деда Мороза – Тол бабая, и вот он перед нами. Хоть дедушка и старенький, а поиграть и пошалить не прочь. Загадки, конкурсы, шутки, прибаутки, и это 1 августа, на улице +35, а Тол бабай при полном параде с густой бородой.

В старых Быгах нас встретили песнями и плясками, угощали удмуртской национальной кухней: табани (большие оладьи), варсь (ржаное сусло), перепечи (татарские перемячи, только с капустой, больше похожие на кузикмэк). Об угощениях удмуртов можно говорить много и почему-то их блюда весьма схожи с нашими. Гости, побывавшие в удмуртской деревне Быги, остаются в полном восхищении не только от дегустации, но и душевного гостеприимства. Быги - одна из старинных деревень Удмуртии, жители которой испокон веку бережно хранят культуру удмуртского народа.

В Быгах нас познакомили с обрядами «Куно пумитан» (Встреча гостей) сопровождающие песнями и плясками, приняли участие в проведении обряда «Мукет ним сетон» (Наречение нового имени с вручением свидетельства), теперь у меня есть еще одно имя, которое будет хранить меня от нечистой силы. Наречение нового имени, как ни странно, но у многих народов есть такое поверье: настоящее имя человека скрывается, чтобы не сглазить и дают ему другое имя, эдакое дежурное. Якобы уберечь человека от сглаза, от смерти.

Удмуртское язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начала. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух – Шайтан. 

Удмуртские космогонические представления считали главной стихией – воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода», – повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы», – говорится в другой легенде. Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в конце XVIII века. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате, изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной части народа упорно держаться язычества.
Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки.

Лудорвай - музей под открытым небом создавался с целью сохранения памятников народной архитектуры. Музей ведет активную исследовательскую, реставрационную, экспозиционную, просветительскую работу, способствует сохранению и трансляции традиционной народной культуры. При музее работает фольклорный коллектив, к услугам посетителей предлагаются обзорная, тематические и интерактивные экскурсии, знакомство с удмуртскими национальными играми, и национальной кухней. Работает сувенирная лавка.

В течение года «Лудорвай» проводит различные мероприятия, календарные праздники (Масленица, Петров день, Медовый спас, Новогодние колядки и др.), знакомящие жителей и гостей Удмуртии с традициями и обычаями народов, населяющих край. 

Пермский край удивил масштабами и природой, хотя справедливости ради нужно сказать, что экскурсия по Перми разочаровала. Вот тут большую роль играет человеческий фактор. Экскурсовод Елена – это пример того, каким не должен быть работник данной сферы деятельности. Весь результат познаний о Перми у нас свелся к тому, что нам показали арт-объекты, выполненные из мусора, и у нас сложилось твердое впечатление, что Пермь сильно захламлен. И рассказали о зоопарке, построенном на территории монастыря, на месте кладбища, вот, пожалуй, и все. А, да, чуть не забыла, Пермь растянут по берегу Камы на 70 с лишним километров, вот теперь все.

Совет, езжайте к удмуртам, вас хорошо встретят, накормят и напоят похожими на наши блюда шедеврами кулинарии.
А после вы еще долго будете помнить о свободе, о духе леса, о предках, о прекрасной красоте девушки, которая не польстилась на богатство.

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
Соңгы комментарийлар
  • 8 июль 2020 - 19:05
    Без имени
    Яхшы язылган!👍
    Сынаулар-3
  • 9 июль 2020 - 11:10
    Без имени
    Үзгәрербез, дип бик өметләнәсе килә, ләкин... Ләкин дөнья тынычлангач, бар да үз урынына кайтачак. "Сугышта атеистлар юк", диләр - авыр чакта барыбыз да Аллага ялварабыз, әмма тормыш көйләнә башлауга, доганы онытабыз. Шуның кебек, пандемиядән соң да барысы да элекке һаләткә кайтачак. Һәм иң аянычы - дәүләтнең халыкка мөнәсәбәте дә. 45нче елны да җиңүче-халык җиңеллекләр көткән - тик 47нче ел җиткән. 36нчы елны дөньяда иң гадел "Сталин конституциясе" кабул ителгән - аннан соң 37нче ел булган...
    Пандемия безне үзгәртерме, юкмы?
  • 9 июль 2020 - 13:22
    Без имени
    Кайгыгызны уртаклашам,минем улымда 23 яшендә безнең арабыздан китте.Бик авыр булды,улына 8генә ай иде
    ​Күбәләк булып очты...
  • 6 июль 2020 - 12:00
    Без имени
    Дорес хэлме икэн бу?
    Хыянәтнең исе нинди?
  • 6 июль 2020 - 11:14
    Без имени
    "Ак чэчэклэр" романынын яна варианты!!! Бик зур рэхмэт!
    Гомер – озын ул...(2)
Бу – безнең уртак тарихыбыз
Журналыбыз архивыннан
«Объективта – әни»
Кешелек хакында фәлсәфи уйланулар, робот София һәм ипи
Балачак – уйнар чак...