Тол бабай, перепэч и табани

Экономический кризис повлиял на виды отдыха – прощай, заграница, здравствуй матушка Россия!
Вот и мы решили начать с малого, с соседних регионов страны. Хорошо ли мы знаем наших соседей, рядом с нами Марий Эль, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан и т. д. Окунуться в народный этнос решили с Удмуртии и продолжили Пермским краем.
Удмуртам, говоря современным молодежным сленгом РЕСПЕКТ и УВАЖУХА. Более привлекательного путешествия по Удмуртии даже представить нельзя. Склоняю голову перед авторами проектов «Лудорвай» и «Тол бабай».
Начну с экскурсовода. Ирина – не только экскурсовод, человек хорошо знающий тему, как оказалось позже, Ирина компетентна во всем, то как, она рассказывала о легендах и мифах финно-угорских народов, можно писать учебник для специалистов. Ни одной запинки, ни разу не повторялась, никаких пауз во время рассказов, и затяжных «ээээээээ», «нуууууу» и т. д.
Действительно, удмурты сегодня преподносят свой этнос в таком ракурсе, что начинаешь гордиться тем, что они твои соседи и дальние «родственники».
Представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в то, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях помогать своим потомкам.
Культы богов и духов, связанных с природой и землей широко распространены у народов финно-угорской группы, множество традиций и обрядов предназначены для задабривания духов природы.
Такого единения с природой, к сожалению, у нас уже нет, после принятия ислама, мы потеряли связь с матушкой землей; прородой и ее явлениями. В любой религии это искореняется. Удмурты сохранили свою первозданность, они открыто говорят, что вышли из леса.
Когда-то и тенгрианство было основой наших предков, которые жили в гармонии с природой, и считали, что человек должен жить в родовом сообществе, иначе оно исчезнет, что в принципе, и произошло.Тенгрианство, как религия, уже как онтология, появилась приблизительно в IV веке до нашей эры. Надо понимать, что в то время люди жили в очень тесной связи с природой.
Если все другие религии, а точнее верования (ведь в то время не было таких религий, как христианство или ислам) были основаны на страхе перед Богами, вечным преклонениям и мольбам о пощаде, то тенгрианство – совсем наоборот. Поэтому тенгрианство прежде всего выглядит как религия благодарности.
В деревне Старые Быги Шарканского района Удмуртии расположилась резиденция удмуртского Деда Мороза – Тол бабая. Кстати хочу отметить важную деталь: резиденция работает круглый год.
Легенда о Тол Бабае
В давние времена, когда еще на свете не было людей, в окресностях Кар-горы (кар с удмуртского снег, как и с татарского) жили алангасары – большие великаны, не отличающиеся большим умом. Потом появились люди. Алангасары? опасаясь их разума, прятались в яме на самой вершине Кар горы. И только самый маленький алангасар перед тем, как прыгнуть в яму, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновение яма исчезла. Так маленький алангасар остался один. Пока он бродил по свету, набрался разума, выучил язык птиц и животных, узнал целебные свойства растений... И чтобы бродить по непроходимым чащам и болотам, алангасарe требовался посох. Посох себе Тол бабай нашел в лесу. Неутомимый удмуртский старец, много лет ходил по долам и лесам, охраняя жизнь природы. Потому и посох его потерся и погнулся, но с годами стал волшебным.
Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, напротив, стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. С помощью своих друзей – белок – набрал шишек с высоких деревьев. Ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Ребятня обрадовалась, и алангасара прозвали Тол бабаем (с удмуртского и татарского – одинокий дедушка). С тех самых пор их дружба продолжается, а Тол бабай каждую зиму старается порадовать детей подарками. Дальние родственники и помощники Тол бабая – лесные и водяные духи. Обыда (лесная кикимора), Нюлесмурт (Леший), Вумурт (водяной). На плече Тол бабай носит традиционный пестер – берестяной короб.
Дом сказочного героя необычный. Он выстроен в форме солярного знака. Каждое помещение представляет определенное время года. Например, зайдя в лето, ты попадаешь в удивительный сказочный мир. С потолка свисают огромные светящиеся цветы, а жители этой вселенной «стретокиты» – насекомые в человеческий рост. Дети, которые были в нашей экскурсионной группе, были в полном восторге от увиденного.
Конечно, главным временем года здесь является зима. Все-таки Тол Бабай любит холод. На небольшом возвышении расположился его трон, а рядом елка, украшенная игрушками. Тут она стоит круглый год. Как в детстве все начинают звать удмуртского Деда Мороза – Тол бабая, и вот он перед нами. Хоть дедушка и старенький, а поиграть и пошалить не прочь. Загадки, конкурсы, шутки, прибаутки, и это 1 августа, на улице +35, а Тол бабай при полном параде с густой бородой.
В старых Быгах нас встретили песнями и плясками, угощали удмуртской национальной кухней: табани (большие оладьи), варсь (ржаное сусло), перепечи (татарские перемячи, только с капустой, больше похожие на кузикмэк). Об угощениях удмуртов можно говорить много и почему-то их блюда весьма схожи с нашими. Гости, побывавшие в удмуртской деревне Быги, остаются в полном восхищении не только от дегустации, но и душевного гостеприимства. Быги - одна из старинных деревень Удмуртии, жители которой испокон веку бережно хранят культуру удмуртского народа.
В Быгах нас познакомили с обрядами «Куно пумитан» (Встреча гостей) сопровождающие песнями и плясками, приняли участие в проведении обряда «Мукет ним сетон» (Наречение нового имени с вручением свидетельства), теперь у меня есть еще одно имя, которое будет хранить меня от нечистой силы. Наречение нового имени, как ни странно, но у многих народов есть такое поверье: настоящее имя человека скрывается, чтобы не сглазить и дают ему другое имя, эдакое дежурное. Якобы уберечь человека от сглаза, от смерти.
Удмуртское язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начала. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух – Шайтан.
Удмуртские космогонические представления считали главной стихией – воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода», – повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы», – говорится в другой легенде. Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в конце XVIII века. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате, изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной части народа упорно держаться язычества.
Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки.
Лудорвай - музей под открытым небом создавался с целью сохранения памятников народной архитектуры. Музей ведет активную исследовательскую, реставрационную, экспозиционную, просветительскую работу, способствует сохранению и трансляции традиционной народной культуры. При музее работает фольклорный коллектив, к услугам посетителей предлагаются обзорная, тематические и интерактивные экскурсии, знакомство с удмуртскими национальными играми, и национальной кухней. Работает сувенирная лавка.
В течение года «Лудорвай» проводит различные мероприятия, календарные праздники (Масленица, Петров день, Медовый спас, Новогодние колядки и др.), знакомящие жителей и гостей Удмуртии с традициями и обычаями народов, населяющих край.
Пермский край удивил масштабами и природой, хотя справедливости ради нужно сказать, что экскурсия по Перми разочаровала. Вот тут большую роль играет человеческий фактор. Экскурсовод Елена – это пример того, каким не должен быть работник данной сферы деятельности. Весь результат познаний о Перми у нас свелся к тому, что нам показали арт-объекты, выполненные из мусора, и у нас сложилось твердое впечатление, что Пермь сильно захламлен. И рассказали о зоопарке, построенном на территории монастыря, на месте кладбища, вот, пожалуй, и все. А, да, чуть не забыла, Пермь растянут по берегу Камы на 70 с лишним километров, вот теперь все.
Совет, езжайте к удмуртам, вас хорошо встретят, накормят и напоят похожими на наши блюда шедеврами кулинарии.
А после вы еще долго будете помнить о свободе, о духе леса, о предках, о прекрасной красоте девушки, которая не польстилась на богатство.
Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз
Хәзер укыйлар
-
«Бу сезнең кызыгыз...» Бала таба алмаячагы хакында Кәдрия Азатка туйга кадәр үк әйтте. Егет булачак хатынына шуның кадәр гашыйк иде, кул гына селтәде. – Аптырама, – дип кочаклап алды ул сөеклесен. – Елак балаларсыз икебезгә генә бик рәхәт булачак. Бик теләсәк, табиблар могҗиза ясамый калмас. Аннан соң гаилә баласыз да була ала бит.
-
Син генә кирәк Гади ситса күлмәкле кызның ишек төбендә арзанлы гына туфлиләрен салуын күреп, йөзен чытты булачак кайнана. «Авыл гыйбады!» – башына килгән беренче уе шул булды. Алай да улы хакына күңелдәгесен сиздермәде. Әле өйләнеп, түргә алып кайтып утыртмаган, йөреп туяр да, ташлар...
-
Ходай биргән күршеләрем 2 Авыр тормыштан, акчасызлыктан зарланып йөргән әбине танып та булмый хәзер: җыерчыклы йөзләре нурланып китте, иелгән башы турайды, әйтерсең 20 елга яшәрде: эскәмиядә төзелешеп утырган хатыннар янында тукталып та тормый, җәхәт кенә узып китү ягын карый...
-
Авыл малае Бәкер шифаханәсенә юллама бирделәр Нәфисәгә. Эш урыныннан. Аны, инде унбиш елга якын шул бер урында эшләүче сазаган кызны, кемдер исенә төшерер, «аңа да ял кирәк, аңа бирик...» дип искәртер дип башына да китермәгән иде. Иң кирәк җирдә иң кирәкле сүзне кем кемгә әйткәнен төпченеп тормыйча гына юлга кузгалды ул
-
Өч монолог Нурания конвертны ачты, Илдарына хатны тиз генә укып бирергә иде исәбе, тик әллә кайдан ниндидер кайнар агым, кинәт тынын буып, бөтен күкрәген умырып тотты...
Соңгы комментарийлар
-
1 июнь 2023 - 11:43Без имениНия бестолковый килен булсын, анлавымча килен белэн кайнана Алама яшэмэгэн.Әйтелми калган рәхмәт
-
1 июнь 2023 - 11:18Без имениСабабызнын горурлыгы, йозек кашы ул Голсинэ ханым♥️ Исэн-сау булсын, йоргэн юллары ун булсын🙏Китап акылны тәрбияли
-
31 май 2023 - 15:07Без имениТочно шундый эчтэлекле кино караган идем,исемен хэтерлэмим,бер нэрсэ дэ узгэрмэгэн.Бәхетле очрак-3
-
22 май 2023 - 10:24Без имениПервый раз попробовала такое блюдо у подруги, она татарочка. Правда, она мешала гороховую муку пополам с пшеничной.Так понравилось, что теперь сама его готовлю. Проблема только в том, что гороховую муку не везде продают. Но я ее теперь в интернет- магазине заказываю.Суп с чумаром из гороховой муки (клецки по-татарски)
-
Ханбикәләребез Кем ул ханбикә? Дөресен әйтик, бәгъзеләребез аны көнгә биш-алты күлмәк алыштыручы көяз хатын, ефәк тотканнан да кулы кабаручы назлы җан итеп күз алдына китерә. Әлбәттә инде, иркә, тәкәббер вә кыланчык..
-
Кадерле Мәрьям апа Шундый язмышлы кешеләр була, күзгә-башка әллә ни чалынмыйча, тыйнак, гади генә яшиләр дә тыныч кына китеп тә баралар.
-
Сугыш өзгән хыял Сәхнәдә В. Асафьевның «Бахчасарай фонтаны» балеты бара. Уланованың Мариясе шулкадәр табигый, чын, ышандырырлык итеп үлә – ирексездән күзләргә яшь тула.
-
Шәфкать иясе Шәфика Сәнгать күгендә кыска гына вакыт балкып янган Шәфика Котдусованы атылган йолдызга тиңлиләр.