​Помочи - "Каз өмәсе"

В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали өмә — помочи, устраиваемые для быстрого проведения осо­бо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких, как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т. д. Очень часто в та­ких помочах участвовала молодежь, которая, как правило, охотно отправлялась на коллективные работы и умела превратить в праздник любой, порой нелегкий труд. А по окончании работ молодые люди устраивали свои игрища.



Среди татарской молодежи наиболее ожидаемыми и значимыми были помочи по обработке заколотых гусей — каз өмәсе. Как известно, гу­сей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточ­ные хозяева имели их по нескольку десятков, менее зажиточ­ ные — одну-две семьи. Эти помочи проводились поздней осенью с на­ступлением устойчивых холодов. На них приглашали девушек. Помочи устраивали почти в каждом доме, причем если в семье были дочери, то помочи проводились даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью.
Уже сам процесс труда был праздником, так как давал более опытным в этой работе девушкам возможность проявить свое проворство, уме­ние и сноровку, получив при этом одобрение хозяек, пожилых жен­щин. Помочи становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось почетным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это оказывали ей посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т. д.

Девушки собирались, как правило, с утра. Ощипывание заколотых гу­сей проводили в доме. При проведении этой помочи придерживались следующих обычаев. Например, девушка, пришедшая первой на по­мочь, становилась ее главой. На помочи приглашали тех девушек, у ко­торых были живы оба родителя, чтобы гуси не переводились.
При ощипывании нельзя было ронять гуся, так как бытовало поверье, что иначе они не будут плодиться.



Под разговоры, шутки, смех и любимые песни работа спорилась. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы про­ мыть их в ключевой воде. Девушек сопровожда­ ли юноши с гармонистом, и было много шуток и песен. Обычно, отправляясь к роднику, девуш­ку или одного из парней обряжали в вычурные одежды так, чтоб никто не узнал. Ряженый при этом дурачился и веселил собравшихся.

Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие — каз чәе, после которого они рас­ ходились по домам. А вечером их снова соби­рали в этом доме на угощение. Сюда пригла­шали и девушек, гостивших в деревне, а в не­которых случаях в вечернем застолье участво­вали и юноши. После угощения устраивали игрища — уен. Иногда обходились без вечернего угощения, делая его днем более основательным. Но вечером собирали девушек для оконча­тельного завершения работы — на этот раз они очищали пух от перь­ев. Работали в теплой бане, тут же проводили и различные игры, пели и плясали.




Подобные помочи бытовали в Казанской губ. и в северо-западных рай­онах Уфимской, за исключением деревень татар-кряшен. В жизни кряшенской молодежи, вероятно, эта помочь не была столь значимой, по­ скольку местные жители утверждали, что она проводилась весьма ред­ко. Каз өмәсе встречалась также у татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов. А вот среди перм­ских татар бытование такой помочи отмечено не было.
В деревнях татар-мишарей Пензенской и Тамбовской губерний прове­дение помочи по обработке гусей также не было массовым и традици­онным. Само название Каз өмәсе было не везде принятым и привыч­ным. Например, ее могли называть каз йолку — «ощипывание гусей». В случае ее проведения приглашали девушек. Процесс работы был ана логичным вышеописанному, но нигде не упоминалось о том, что об-мывать гусей шли к роднику - это делалось во дворе. Там же жгли со­лому и опаливали гусей.

В деревнях же мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского и Уфимского уездов эти помочи были схожими с казанско-татарскими. Например, в д. Куглушкино Чистопольского у. приглашенные на помочь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки для работниц готовили оладьи на гусином жиру. Кроме того, в эти дни в деревне проводились и специальные девичьи угощения — кызлар мәҗлесе. Их устраивали в тех домах, где были гостьи из других дере­ вень. В деревнях Старокурмашево (мишари и тептяри), Резмекеево (мишари) и др. обрабо­танных гусей девушки несли на коромыслах или везли на подводах к роднику. При этом обязательно пели и веселились; был также гар­монист. Для работниц обязательно устраивали чаепитие с блинами или оладьями. Вслед за де­вушками на чаепитие приглашали соседских женщин, старушек и других родственниц.
Помимо каз өмәсе, в XIX в. широко распространенными были помочи по изготовлению войлока — тула өмәсе, а также помочи по обработке холстов — киндер тукмаклау.
Эти помочи также сопровождались исполне­ нием песен и завершались игрищами. Однако имеющиеся о них сведения не позволяют точ­ но определить ареалы их бытования.

(Источник: Справочно-энциклопедическое издание "Тартарика. Этнография")
 

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
  • Ялган никах Танышуларының беренче көнендә үк, ЗАГСка барып, язылышырга гариза биреп кайткан кыз белән егет хакында Нурсөянең моңа хәтле ишеткәне булмады. Андый хәбәр колагына чалынса да, әллә юләр инде болар, дип бармагын чигә тирәсендә борудан башка берни дә кыла алмас иде кебек. Әгәр дә ки уйламаганда-көтмәгәндә ул юләр кыз үзе булып чыкмаса!..
    8446
    0
    84
  • Әти өйләнә Әни үлгәнгә инде биш ел. Әнине югалтуны бик авыр кичерде әти. Хәтта башта минем белән сөйләшми йөрде, үз эченә бикләнде. Аны безнең янга күчергә үгетләдем, әмма ул яшәгән фатирымны калдырмыйм дип каршы килде.
    7671
    2
    75
  • Балаларына сыймаган Галия әби Сәяхәт вакытында нинди генә кешеләр күрмисең дә, нинди генә тарихлар ишетмисең – үзе бер китап язарлык. Поездда язмыш тарафыннан гомернең бер аралыгына очраткан юлдашлар бер-берләренә җаннарын бушата, шатлык-кайгыларын сөйли. Бу юлы да шулай булды...
    3750
    1
    42
  • Хыялдагы ир-ат  Үсмер чакта ук  ничек тә булса бай тормышта яшәргә кирәк дип нәтиҗә ясадым. Телевизордан күрсәткән гламур тормыш кызыктыргандыр, мөгаен. Әмма кыяфәтем бай егетләр артымнан чабып йөри торганнардан түгел иде. Гомумән, күбәләк кебек бер егеттән икенче егеткә очып йөрергә дә яратмадым. Ныклы карарга килде: укыйм да, җитәкче булырга тырышам. Ул вакытта бай ир дә кирәк булмаячак. 
    4697
    1
    40
  • Укытучым Их, вакыт дигәннәре! Ник сез шулай бик тиз агасыз соң? Азга гына булса да мәктәп елларына кайтып киләсе иде лә... Миңа инде 30 яшь, 16 яшьлек  чагым әле кичә генә кебек...  
    3604
    0
    27
Реклама
Соңгы комментарийлар
  • 27 май 2022 - 00:29
    Без имени
    Курячяк язмыш
    Инде минем чират...
  • 26 май 2022 - 20:32
    Без имени
    Укып торасым да килми, ташладым. Уз рэхэтеннэн китеп, кайнанайны курэ-ишетэ торып, ниемэ кайтырга иде? Бала карар, ашарга пешерер дип ометлэнеп? Уз тарткан картасы, тарта-тарта ашасы. Чык та кит
    Инде минем чират...
  • 27 май 2022 - 06:58
    Без имени
    Безнен, тормышлар уртак та кебек автор белан. Мин дэ иремне дэ, баламны да Ходайдан сорадым. Хэзер аллага шокер баламда туды, иремдэ бик эйбат кеше.
    Мин аны Ходайдан сорап алдым
  • 26 май 2022 - 15:03
    Без имени
    Дингэ беренче куп урлаган, карак, гонахсы зур булган кеше килэ. Улэр вакыты житкэч, исенэ тешэ, курка башлый, жавап бирэсе булса, нэрсэ дип, жавап бирермен, дип ,курка.
    Дингә кеше кайчан күбрәк килә?
  • 25 май 2022 - 22:40
    Без имени
    Сез гел балалар дип яшәгәнсез, инде үзегез өчен яшәргә вакыт. Аларның үз тормышы, вакыт узгач алар сезне аңлар дип ышанасы килә.
    Кызларым каршы булса да, кияүгә чыгаргамы?
Реклама
«Татар мамык шәле» бренды нәрсә ул?
«Татар гаиләсе / үрнәк алыгыз»
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»
Фарфор буенча рәссам Римма Газалиеваның шәхси күргәзмәсе
Укучыга таба яңа адым: «Сөембикә»нең февраль санын тәкъдим иттек 
Венера Ганиеваның ире, тавыш режиссеры Камил Фәйзрахмановны соңгы юлга озату
Беренче дулкын. Өмет, курку, хисләр
Татарстан журналистикасы тарихы – фотоларда