​Помочи - "Каз өмәсе"

В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали өмә — помочи, устраиваемые для быстрого проведения осо­бо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких, как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т. д. Очень часто в та­ких помочах участвовала молодежь, которая, как правило, охотно отправлялась на коллективные работы и умела превратить в праздник любой, порой нелегкий труд. А по окончании работ молодые люди устраивали свои игрища.



Среди татарской молодежи наиболее ожидаемыми и значимыми были помочи по обработке заколотых гусей — каз өмәсе. Как известно, гу­сей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточ­ные хозяева имели их по нескольку десятков, менее зажиточ­ ные — одну-две семьи. Эти помочи проводились поздней осенью с на­ступлением устойчивых холодов. На них приглашали девушек. Помочи устраивали почти в каждом доме, причем если в семье были дочери, то помочи проводились даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью.
Уже сам процесс труда был праздником, так как давал более опытным в этой работе девушкам возможность проявить свое проворство, уме­ние и сноровку, получив при этом одобрение хозяек, пожилых жен­щин. Помочи становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось почетным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это оказывали ей посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т. д.

Девушки собирались, как правило, с утра. Ощипывание заколотых гу­сей проводили в доме. При проведении этой помочи придерживались следующих обычаев. Например, девушка, пришедшая первой на по­мочь, становилась ее главой. На помочи приглашали тех девушек, у ко­торых были живы оба родителя, чтобы гуси не переводились.
При ощипывании нельзя было ронять гуся, так как бытовало поверье, что иначе они не будут плодиться.



Под разговоры, шутки, смех и любимые песни работа спорилась. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы про­ мыть их в ключевой воде. Девушек сопровожда­ ли юноши с гармонистом, и было много шуток и песен. Обычно, отправляясь к роднику, девуш­ку или одного из парней обряжали в вычурные одежды так, чтоб никто не узнал. Ряженый при этом дурачился и веселил собравшихся.

Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие — каз чәе, после которого они рас­ ходились по домам. А вечером их снова соби­рали в этом доме на угощение. Сюда пригла­шали и девушек, гостивших в деревне, а в не­которых случаях в вечернем застолье участво­вали и юноши. После угощения устраивали игрища — уен. Иногда обходились без вечернего угощения, делая его днем более основательным. Но вечером собирали девушек для оконча­тельного завершения работы — на этот раз они очищали пух от перь­ев. Работали в теплой бане, тут же проводили и различные игры, пели и плясали.




Подобные помочи бытовали в Казанской губ. и в северо-западных рай­онах Уфимской, за исключением деревень татар-кряшен. В жизни кряшенской молодежи, вероятно, эта помочь не была столь значимой, по­ скольку местные жители утверждали, что она проводилась весьма ред­ко. Каз өмәсе встречалась также у татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов. А вот среди перм­ских татар бытование такой помочи отмечено не было.
В деревнях татар-мишарей Пензенской и Тамбовской губерний прове­дение помочи по обработке гусей также не было массовым и традици­онным. Само название Каз өмәсе было не везде принятым и привыч­ным. Например, ее могли называть каз йолку — «ощипывание гусей». В случае ее проведения приглашали девушек. Процесс работы был ана логичным вышеописанному, но нигде не упоминалось о том, что об-мывать гусей шли к роднику - это делалось во дворе. Там же жгли со­лому и опаливали гусей.

В деревнях же мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского и Уфимского уездов эти помочи были схожими с казанско-татарскими. Например, в д. Куглушкино Чистопольского у. приглашенные на помочь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки для работниц готовили оладьи на гусином жиру. Кроме того, в эти дни в деревне проводились и специальные девичьи угощения — кызлар мәҗлесе. Их устраивали в тех домах, где были гостьи из других дере­ вень. В деревнях Старокурмашево (мишари и тептяри), Резмекеево (мишари) и др. обрабо­танных гусей девушки несли на коромыслах или везли на подводах к роднику. При этом обязательно пели и веселились; был также гар­монист. Для работниц обязательно устраивали чаепитие с блинами или оладьями. Вслед за де­вушками на чаепитие приглашали соседских женщин, старушек и других родственниц.
Помимо каз өмәсе, в XIX в. широко распространенными были помочи по изготовлению войлока — тула өмәсе, а также помочи по обработке холстов — киндер тукмаклау.
Эти помочи также сопровождались исполне­ нием песен и завершались игрищами. Однако имеющиеся о них сведения не позволяют точ­ но определить ареалы их бытования.

(Источник: Справочно-энциклопедическое издание "Тартарика. Этнография")
 

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
  • Оясында ни күрсә... Оясында ни күрсә ...Очканында шул булыр. Халкыбызның буыннан-буынга күчеп килгән әлеге мәкале бүген дә үзенең актуальлеген югалтмый. Ә очар өчен һәр кешегә ныклы канатлар, кайтырын сагынып көтә торган нигез кирәк. Бала өчен ул башта ата-ана йорты булса, үсә төшеп насыйбын очраткач, үз өенә әверелә. Бүгенге геройларыбыз Земфира һәм Рамил Әхмәтшиннарның йорты да хәзер туганнарны гына түгел, балаларны, оныкларны бергә туплый торган җылы учак булып тора.
    2714
    28
    251
  • Үгиләр... Илзирә бүген әбисенә төшеп китте. Әнисенә үпкәләде. Үз әтисе үлеп, икенче иргә кияүгә чыкканнан соң әнисе ике арада өзгәләнә: бер яктан балалары, икенче яктан яңа ире. Ир – ир инде ул. Ничек Илзирәгә ышанмый әнисе?! Ана кеше иренә түгел, кызына ышансын өчен нәрсә эшләргә кирәк бу Хариска? Башка чыдар хәле калмады бугай кызның...
    7374
    2
    108
Реклама
Соңгы комментарийлар
  • 27 октябрь 2021 - 02:02
    Без имени
    Рэхмэт🙏🙏🙏👍👍👍
    "Хатын-кызларны күралмый башлаган идем..."
  • 26 октябрь 2021 - 21:51
    Без имени
    Урыс, татар, дип аермау - диннән ерак булудан килә. Милләт тә шулай югала инде.
    Язмыш шаяруы
  • 26 октябрь 2021 - 19:22
    Без имени
    Гомер буе үзе дә буталчык яшәгән, язма да шулай. Һәр кемнең үз юлы, язмышы. Киңәш сорар киләләр дип арттырып та җибәрәсез. Кем кемнән сорап чыга соң ул?! Сез ханым үәегезне бик диндар, акыллы, гел хәзрәт белән генә киңәш итеп яшәгән кеше шикелле кыланасыз. Язмагыз ышандырмады. Бәлки башка кешеләр язарлар
    Язмыш шаяруы
  • 26 октябрь 2021 - 15:49
    Без имени
    Экият
    Җәннәт... Иреңнең аяк астында
  • 26 октябрь 2021 - 12:46
    Без имени
    Нәфисә ханым да август аеннан бирле караңгы гүрдә..... Кабере нур белән тулсын.Бездән риза булып ятсын.
    Сыналган мәхәббәт
Реклама
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»
Фарфор буенча рәссам Римма Газалиеваның шәхси күргәзмәсе
Укучыга таба яңа адым: «Сөембикә»нең февраль санын тәкъдим иттек 
Венера Ганиеваның ире, тавыш режиссеры Камил Фәйзрахмановны соңгы юлга озату
Беренче дулкын. Өмет, курку, хисләр
Татарстан журналистикасы тарихы – фотоларда
Бу – безнең уртак тарихыбыз
Журналыбыз архивыннан