Автор, Бахрие Учок (Bahriye Üçok, 1919-1990) — историк, профессор теологии, писательница и правозащитница. Она писала монографию про Средние века, но сквозь строки можно увидеть и современную ситуацию, если задуматься, почему она так подчёркивает, что у женщин были все возможности участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами.
В Турции ХХ века, хоть и объявленной светским государством, влияние ислама на ВСЁ вполне себе сохранялось (а в наше время ещё и усиливается). Там, как и у нас, свободы женщинам Востока требовали борцы с "пережитками религиозного мракобесия". И часто против такой свободы выступают и сами религиозные женщины.
Бахрие Учок решила — мы пойдём другим путём! — и стала искать и находить в самом Коране подтверждения того, что женщина и мужчина равны. И с такой позиции она и преподавала на факультете теологии, писала свои книги, выступала. И постоянно получала угрозы в свой адрес от радикалов. Говорят, поэтому она оставила преподавание и пошла в политику. Там она довольно немало продержалась, пропагандировала свои идеи в прессе и на ТВ. Бахрие погибла в 1990 от взрыва бомбы, доставленной ей по почте. Кто-то сдержал свои обещания, но кто это был — не выяснили до сих пор.
РЕГЕНТ СЮЮМБИКЕ-ХАТУН В КАЗАНИ
Дочь ногайского хана Юсуфа Мирзы Сююмбике по сватовству прорусских мурз и с одобрения царя Российского государства была очень рано выдана замуж за слабохарактерного казанского правителя Джанали (был ханом в 1531-1533 гг.). Сююмбике, как отмечали хронисты того времени, отличалась красотой и недюжинным умом. Ее не устраивало то обстоятельство, что муж ее был вассалом царя. В то время в Казани действовала группа противников русской ориентации.
Во время поездки Джанали в Москву Сююмбике вышла замуж за нового казанского хана, Сафа-Гирея (в 1536 г.), который правил ханством в 1533-1549 гг. и также был противником русской ориентации. Вскоре под влиянием как отца, так и нового мужа Сююмбике стала во главе антирусской оппозиции.
В 1549 г. Сафа-Гирей внезапно умер, и в Казани начались беспорядки. Поскольку ханство нуждалось в твердом и влиятельном правительстве, сановники возвели на ханский престол трехлетнего сына Сафа-Гирея я Сююмбике — Утямыш-Гирея, а его мать стала регентом.
Царь Иван Грозный решил использовать беспорядки в ханстве и в 1550 г. попытался захватить Казань. Он сам возглавил войско и в течение недели осаждал город. В ходе долгих и жестоких сражений сторонники Сююмбике оказали Ивану IV упорное сопротивление. Сама она выказала недюжинную храбрость, что принесло ей немалую славу.
В конце концов русская армия одержала победу. Когда царские войска вошли в Казань, они пленили Сююмбике и молодого Утямыш-Гирея. В дальнейшем сын Сююмбике Утямыш-Гирей был крещен и наречен именем Александра. В конце 1551 г. Казанское ханство было окончательно присоединено к России.
В Казани как память о Сююмбике остался минарет (башня) ее имени высотой 75 м.
Таким образом, из приведенных примеров мы видим, что регентами при малолетних правителях мусульманских государств нередко становились их матери, бабушки или сестры.
Революции и перевороты XX столетия в различных странах мусульманского мира в корне изменили их социальную структуру и государственный строй. В этот период был упразднен институт халифата, являвшийся выражением мусульманской теократии, распались великие империи, на их месте возникли новые национальные государства.
После великих преобразований Ататюрка в Турции, ставших примером для многих мусульманских стран, права женщин в этих странах стали более полными и борьба за признание этих прав уже перестала быть делом только узкой кучки интеллектуалов, она переросла в идею, принятую всем обществом. Например, в Пакистане, где большинство жителей являются фанатичными мусульманами, на выборах в конце 1964 г. сестра основателя государства Мухаммеда Али Джинны — Фатима Джинна была избрана членом парламента, и ее избрание было поддержано и мусульманами-фанатиками. В современных мусульманских странах женщины занимают должности, требующие большой дееспособности и инициативы. Так, послом Пакистана в Италии была Лийакат Али Рана, послом Пакистана в Марокко — Шайесте Икрамуллах, министром народного образования Республики Бангладеш — Махмуда Салим, председателем пакистанского Общества Красного Полумесяца — Вакар ан-Ниса Ноон. В Ираке, в правительстве Касема, министром муниципалитетов была Назиха Дулайми, а посланником Ирака в ФРГ была Сурийя ал-Ходжа.
Примеры, взятые из исторического прошлого и современной жизни, свидетельствуют о том, что исламская религия не ограничивает права женщины. В средневековых общинах, принявших ислам, женщина запиралась в гаремах только в богатых городских семьях. Тем не менее и в таких условиях некоторые женщины, выросшие в семьях ученых и образованных людей, преуспевали в попытках освободиться от средневековых пут.
Комментарийлар
0
0
Хазер вакыт дореслекне аклара , хэмдэ якларга Татарстан узенен хокуклы икэнлеген белергэ хэмдэ шулай яшэргэ тиеш !
0
0
0
0
Вот нам совсем не понятно , как вассалы ,могли победить Казан ?! Может власть передавалась из руки в руки другие и потом названий и имена поменяли и историю как хотели так и написали . Вот как ? И почему не правду пишут и говорят . Некоторые говорят Мишеры взяли КАЗАН , вообщем не понятно . Не было ничего и вдруг взять КАЗАН ,как ? И почему не говорится правду , центре Кремля стоит церков , и говорят построена ,честь взятия КАЗАН . Оказывается совсем не так .этот церков строилось под мечеть давно до взятии КАЗАН . И кому верить ??????????????????
0
0
0
0
Мало людей изучают историю,а еще мало тех кто умеют извлечь пользу из истории,зато кандидатов ,профессоров и прочих развелось ни мало,псевдоученных.Законы Аллаха Свят Он и Велик не меняются,когда народ начинает грешить ,отходить от религии,не соблюдают сунну ,вводят нововедения в религию, Аллах дают победу противнику мусульман.Я мусульманин Хвала Аллаху,потомок тех кто переселился из Казанского ханства в в Башкирию когда начали насильственно христианизировать .Вернитесь в религию,отвернитесь от многобожия и будет вам победа иншалла
0
0