Логотип
Гореф-гадәт

​Татарская посуда

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Посуда для татар не только предмет домашнего обихода, но еще и важный социальный статус - так охарактеризовали значение посуды исследователи татарского этноса конца XIX века. Действительно, татарская семья не приемлет себя без торжественного чаепития, а следовательно, именно качественная, красивая посуда является неотъемлемой атрибутикой быта татар. Хотя справедливости ради нужно сказать, что фарфор вошел в татарский быт не так уж давно, до этого в быту использовали деревянную и глиняную (керамика) посуду. И тем не менее, вот уже в течение последних четырех столетий татары пользуются фарфором.



Для большинства населения Земли фарфор и Китай - братья-близнецы, их обозначает одно и тоже слово "china".

Долгое время наряду с производством шёлка фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор - смерть.

Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.



В последнее время в обиход вошло такое понятие, как «татарская посуда», именно расписанная по мотивам татарского национального орнамента форфоровая посуда получила широкую популярность среди наших соплеменников.

В Казани с 2000 года существует производство татарской национальной посуды из керамики и фарфора, возглавляют это производство семейная пара Рафиса Самигуллина и народного художника Республики Татарстан Натальи Пилюгиной. Свое производство они запустили по старинным технологиям, которые не имеют аналога не только в Республике, но и по всей России.

Расписная фарфоровая посуда Натальи Пилюгиной неоднократно становилась победителем и призером на различных конкурсах и выставках. Расписные блюда Натальи имели большой успех во Франции на выставке в Дни культуры Республики Татарстан в 2004 году. Благодаря семейному производству сегодня можно сказать возродилось производство татарской посуды.



Фарфор, конечно, не только посуда, вернее, не только та посуда, которая стоит в кухонных шкафах и предназначена для каждодневного использования. Необыкновенно хороши в интерьере расписанные вручную сервизы, фарфоровые вазы, блюда, кувшины. Тут можно дать волю воображению и подобрать предметы на любой вкус — от старинного китайского, великого английского, и конечно, татарского фарфора, который имел такую насыщенную историю в XVIII - XX вв.

Расписные фарфоровые тарелки — один из любимых предметов декора, связанных одновременно и с фарфором, и с посудой, и непосредственно, с интерьером. Ими любят украшать стены — в зависимости от сюжета; они могут достойно найти свое место и на кухне, и в гостиной, и в кабинете... Этот жанр — пропитан многовековой историей украшения интерьера, настоящей традицией, и на мой взгляд, является одной из составляющих общей атмосферы, присущей типичному интерьеру татарской семьи.

Фарфор — универсальное средство украшения интерьера. И безусловно, его огромный плюс, так как подобная «эластичность» позволяет сочетать это фактически с любыми интерьерными решениями, фактурой, цветом. Трудно представить интерьер, в котором можно было сказать категорическое «нет» фарфору. Он способен поселиться в любом, даже самом лаконичном пространстве.



Человек, в доме которого «живет» много фарфора — скорее всего коллекционер. Хотя та часть населения, которая любит отдыхать за границей ввела новую привычку коллекционировать сувенирные фарфоровые тарелки с изображением разных стран.

Не следует забывать о том, что изготовление изделий из фарфора — это очень трудоемкое искусство, требующее огромного творческого вклада, высочайшей техники исполнения и в целом в плане производства - процесс во всех смыслах довольно затратный.




Декоративный фарфор
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов. Рафис и Наталья создают свою посуду именно таким способом.



При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.



Безусловно, в современном мире не выходя из дома можно приобрести любое чудо, изготовленное где угодно и тем не менее популярность фарфоровых сервизов и других изделий, выполненных в традиционных татарских стилях и орнаментах занимает у наших соплеменников особое место. Подобная дорогая сердцу посуда используется только для почетных гостей, а сама традиция жива и по сей день.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарийлар

  • аватар Без имени

    0

    0

    На фото не вижу ничего татарского. Молочник,тарелки,чашки,к татарам отношения не имеют. Пиалы,касы,чайник -да

    Хәзер укыйлар