Логотип
Гореф-гадәт

​Помочи - "Каз өмәсе"

В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали өмә — помочи, устраиваемые для быстрого проведения осо­бо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких, как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т. д. Очень часто в та­ких помочах участвовала молодежь, которая, как правило, охотно отправлялась на коллективные работы и умела превратить в праздник любой, порой нелегкий труд. А по окончании работ молодые люди устраивали свои игрища.



Среди татарской молодежи наиболее ожидаемыми и значимыми были помочи по обработке заколотых гусей — каз өмәсе. Как известно, гу­сей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточ­ные хозяева имели их по нескольку десятков, менее зажиточ­ ные — одну-две семьи. Эти помочи проводились поздней осенью с на­ступлением устойчивых холодов. На них приглашали девушек. Помочи устраивали почти в каждом доме, причем если в семье были дочери, то помочи проводились даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью.
Уже сам процесс труда был праздником, так как давал более опытным в этой работе девушкам возможность проявить свое проворство, уме­ние и сноровку, получив при этом одобрение хозяек, пожилых жен­щин. Помочи становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось почетным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это оказывали ей посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т. д.

Девушки собирались, как правило, с утра. Ощипывание заколотых гу­сей проводили в доме. При проведении этой помочи придерживались следующих обычаев. Например, девушка, пришедшая первой на по­мочь, становилась ее главой. На помочи приглашали тех девушек, у ко­торых были живы оба родителя, чтобы гуси не переводились.
При ощипывании нельзя было ронять гуся, так как бытовало поверье, что иначе они не будут плодиться.



Под разговоры, шутки, смех и любимые песни работа спорилась. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы про­ мыть их в ключевой воде. Девушек сопровожда­ ли юноши с гармонистом, и было много шуток и песен. Обычно, отправляясь к роднику, девуш­ку или одного из парней обряжали в вычурные одежды так, чтоб никто не узнал. Ряженый при этом дурачился и веселил собравшихся.

Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие — каз чәе, после которого они рас­ ходились по домам. А вечером их снова соби­рали в этом доме на угощение. Сюда пригла­шали и девушек, гостивших в деревне, а в не­которых случаях в вечернем застолье участво­вали и юноши. После угощения устраивали игрища — уен. Иногда обходились без вечернего угощения, делая его днем более основательным. Но вечером собирали девушек для оконча­тельного завершения работы — на этот раз они очищали пух от перь­ев. Работали в теплой бане, тут же проводили и различные игры, пели и плясали.




Подобные помочи бытовали в Казанской губ. и в северо-западных рай­онах Уфимской, за исключением деревень татар-кряшен. В жизни кряшенской молодежи, вероятно, эта помочь не была столь значимой, по­ скольку местные жители утверждали, что она проводилась весьма ред­ко. Каз өмәсе встречалась также у татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов. А вот среди перм­ских татар бытование такой помочи отмечено не было.
В деревнях татар-мишарей Пензенской и Тамбовской губерний прове­дение помочи по обработке гусей также не было массовым и традици­онным. Само название Каз өмәсе было не везде принятым и привыч­ным. Например, ее могли называть каз йолку — «ощипывание гусей». В случае ее проведения приглашали девушек. Процесс работы был ана логичным вышеописанному, но нигде не упоминалось о том, что об-мывать гусей шли к роднику - это делалось во дворе. Там же жгли со­лому и опаливали гусей.

В деревнях же мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского и Уфимского уездов эти помочи были схожими с казанско-татарскими. Например, в д. Куглушкино Чистопольского у. приглашенные на помочь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки для работниц готовили оладьи на гусином жиру. Кроме того, в эти дни в деревне проводились и специальные девичьи угощения — кызлар мәҗлесе. Их устраивали в тех домах, где были гостьи из других дере­ вень. В деревнях Старокурмашево (мишари и тептяри), Резмекеево (мишари) и др. обрабо­танных гусей девушки несли на коромыслах или везли на подводах к роднику. При этом обязательно пели и веселились; был также гар­монист. Для работниц обязательно устраивали чаепитие с блинами или оладьями. Вслед за де­вушками на чаепитие приглашали соседских женщин, старушек и других родственниц.
Помимо каз өмәсе, в XIX в. широко распространенными были помочи по изготовлению войлока — тула өмәсе, а также помочи по обработке холстов — киндер тукмаклау.
Эти помочи также сопровождались исполне­ нием песен и завершались игрищами. Однако имеющиеся о них сведения не позволяют точ­ но определить ареалы их бытования.

(Источник: Справочно-энциклопедическое издание "Тартарика. Этнография")
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Комментарийлар

  • аватар Без имени

    0

    0

    Пенза татарларында Каз өмәсе уздырылган, суга гына казларны итмәгәннәр, өйдә юганнар. Кич булгач уйнаганнар шулай ук

    Хәзер укыйлар