В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали өмә — помочи, устраиваемые для быстрого проведения особо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких, как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т. д. Очень часто в таких помочах участвовала молодежь, которая, как правило, охотно отправлялась на коллективные работы и умела превратить в праздник любой, порой нелегкий труд. А по окончании работ молодые люди устраивали свои игрища.
Среди татарской молодежи наиболее ожидаемыми и значимыми были помочи по обработке заколотых гусей — каз өмәсе. Как известно, гусей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточные хозяева имели их по нескольку десятков, менее зажиточ ные — одну-две семьи. Эти помочи проводились поздней осенью с наступлением устойчивых холодов. На них приглашали девушек. Помочи устраивали почти в каждом доме, причем если в семье были дочери, то помочи проводились даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью.
Уже сам процесс труда был праздником, так как давал более опытным в этой работе девушкам возможность проявить свое проворство, умение и сноровку, получив при этом одобрение хозяек, пожилых женщин. Помочи становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось почетным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это оказывали ей посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т. д.
Девушки собирались, как правило, с утра. Ощипывание заколотых гусей проводили в доме. При проведении этой помочи придерживались следующих обычаев. Например, девушка, пришедшая первой на помочь, становилась ее главой. На помочи приглашали тех девушек, у которых были живы оба родителя, чтобы гуси не переводились.
При ощипывании нельзя было ронять гуся, так как бытовало поверье, что иначе они не будут плодиться.
Под разговоры, шутки, смех и любимые песни работа спорилась. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы про мыть их в ключевой воде. Девушек сопровожда ли юноши с гармонистом, и было много шуток и песен. Обычно, отправляясь к роднику, девушку или одного из парней обряжали в вычурные одежды так, чтоб никто не узнал. Ряженый при этом дурачился и веселил собравшихся.
Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие — каз чәе, после которого они рас ходились по домам. А вечером их снова собирали в этом доме на угощение. Сюда приглашали и девушек, гостивших в деревне, а в некоторых случаях в вечернем застолье участвовали и юноши. После угощения устраивали игрища — уен. Иногда обходились без вечернего угощения, делая его днем более основательным. Но вечером собирали девушек для окончательного завершения работы — на этот раз они очищали пух от перьев. Работали в теплой бане, тут же проводили и различные игры, пели и плясали.
Подобные помочи бытовали в Казанской губ. и в северо-западных районах Уфимской, за исключением деревень татар-кряшен. В жизни кряшенской молодежи, вероятно, эта помочь не была столь значимой, по скольку местные жители утверждали, что она проводилась весьма редко. Каз өмәсе встречалась также у татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов. А вот среди пермских татар бытование такой помочи отмечено не было.
В деревнях татар-мишарей Пензенской и Тамбовской губерний проведение помочи по обработке гусей также не было массовым и традиционным. Само название Каз өмәсе было не везде принятым и привычным. Например, ее могли называть каз йолку — «ощипывание гусей». В случае ее проведения приглашали девушек. Процесс работы был ана логичным вышеописанному, но нигде не упоминалось о том, что об-мывать гусей шли к роднику - это делалось во дворе. Там же жгли солому и опаливали гусей.
В деревнях же мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского и Уфимского уездов эти помочи были схожими с казанско-татарскими. Например, в д. Куглушкино Чистопольского у. приглашенные на помочь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки для работниц готовили оладьи на гусином жиру. Кроме того, в эти дни в деревне проводились и специальные девичьи угощения — кызлар мәҗлесе. Их устраивали в тех домах, где были гостьи из других дере вень. В деревнях Старокурмашево (мишари и тептяри), Резмекеево (мишари) и др. обработанных гусей девушки несли на коромыслах или везли на подводах к роднику. При этом обязательно пели и веселились; был также гармонист. Для работниц обязательно устраивали чаепитие с блинами или оладьями. Вслед за девушками на чаепитие приглашали соседских женщин, старушек и других родственниц.
Помимо каз өмәсе, в XIX в. широко распространенными были помочи по изготовлению войлока — тула өмәсе, а также помочи по обработке холстов — киндер тукмаклау.
Эти помочи также сопровождались исполне нием песен и завершались игрищами. Однако имеющиеся о них сведения не позволяют точ но определить ареалы их бытования.
(Источник: Справочно-энциклопедическое издание "Тартарика. Этнография")
Комментарийлар
0
0
Пенза татарларында Каз өмәсе уздырылган, суга гына казларны итмәгәннәр, өйдә юганнар. Кич булгач уйнаганнар шулай ук
0
0