​Помочи - "Каз өмәсе"

В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали өмә — помочи, устраиваемые для быстрого проведения осо­бо трудоемких работ в крестьянском хозяйстве, таких, как обмолот хлеба, заготовка древесины, постановка дома и т. д. Очень часто в та­ких помочах участвовала молодежь, которая, как правило, охотно отправлялась на коллективные работы и умела превратить в праздник любой, порой нелегкий труд. А по окончании работ молодые люди устраивали свои игрища.



Среди татарской молодежи наиболее ожидаемыми и значимыми были помочи по обработке заколотых гусей — каз өмәсе. Как известно, гу­сей татары разводили больше, чем другие народы края. Более зажиточ­ные хозяева имели их по нескольку десятков, менее зажиточ­ ные — одну-две семьи. Эти помочи проводились поздней осенью с на­ступлением устойчивых холодов. На них приглашали девушек. Помочи устраивали почти в каждом доме, причем если в семье были дочери, то помочи проводились даже в тех случаях, когда это не вызывалось хозяйственной необходимостью.
Уже сам процесс труда был праздником, так как давал более опытным в этой работе девушкам возможность проявить свое проворство, уме­ние и сноровку, получив при этом одобрение хозяек, пожилых жен­щин. Помочи становились местом активного общения, поэтому участие в них считалось почетным. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой о том, чтобы она не обошла их приглашением. За это оказывали ей посильную помощь по хозяйству, вплоть до участия в жатве и т. д.

Девушки собирались, как правило, с утра. Ощипывание заколотых гу­сей проводили в доме. При проведении этой помочи придерживались следующих обычаев. Например, девушка, пришедшая первой на по­мочь, становилась ее главой. На помочи приглашали тех девушек, у ко­торых были живы оба родителя, чтобы гуси не переводились.
При ощипывании нельзя было ронять гуся, так как бытовало поверье, что иначе они не будут плодиться.



Под разговоры, шутки, смех и любимые песни работа спорилась. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы про­ мыть их в ключевой воде. Девушек сопровожда­ ли юноши с гармонистом, и было много шуток и песен. Обычно, отправляясь к роднику, девуш­ку или одного из парней обряжали в вычурные одежды так, чтоб никто не узнал. Ряженый при этом дурачился и веселил собравшихся.

Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру и устраивала чаепитие — каз чәе, после которого они рас­ ходились по домам. А вечером их снова соби­рали в этом доме на угощение. Сюда пригла­шали и девушек, гостивших в деревне, а в не­которых случаях в вечернем застолье участво­вали и юноши. После угощения устраивали игрища — уен. Иногда обходились без вечернего угощения, делая его днем более основательным. Но вечером собирали девушек для оконча­тельного завершения работы — на этот раз они очищали пух от перь­ев. Работали в теплой бане, тут же проводили и различные игры, пели и плясали.




Подобные помочи бытовали в Казанской губ. и в северо-западных рай­онах Уфимской, за исключением деревень татар-кряшен. В жизни кряшенской молодежи, вероятно, эта помочь не была столь значимой, по­ скольку местные жители утверждали, что она проводилась весьма ред­ко. Каз өмәсе встречалась также у татар Глазовского, Слободского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов. А вот среди перм­ских татар бытование такой помочи отмечено не было.
В деревнях татар-мишарей Пензенской и Тамбовской губерний прове­дение помочи по обработке гусей также не было массовым и традици­онным. Само название Каз өмәсе было не везде принятым и привыч­ным. Например, ее могли называть каз йолку — «ощипывание гусей». В случае ее проведения приглашали девушек. Процесс работы был ана логичным вышеописанному, но нигде не упоминалось о том, что об-мывать гусей шли к роднику - это делалось во дворе. Там же жгли со­лому и опаливали гусей.

В деревнях же мишарей Ставропольского, Чистопольского, Спасского, а также Белебеевского, Бирского и Уфимского уездов эти помочи были схожими с казанско-татарскими. Например, в д. Куглушкино Чистопольского у. приглашенные на помочь девушки собирались с вечера и устраивали игрища, на которые заходили и парни. Работу начинали с рассветом. Хозяйки для работниц готовили оладьи на гусином жиру. Кроме того, в эти дни в деревне проводились и специальные девичьи угощения — кызлар мәҗлесе. Их устраивали в тех домах, где были гостьи из других дере­ вень. В деревнях Старокурмашево (мишари и тептяри), Резмекеево (мишари) и др. обрабо­танных гусей девушки несли на коромыслах или везли на подводах к роднику. При этом обязательно пели и веселились; был также гар­монист. Для работниц обязательно устраивали чаепитие с блинами или оладьями. Вслед за де­вушками на чаепитие приглашали соседских женщин, старушек и других родственниц.
Помимо каз өмәсе, в XIX в. широко распространенными были помочи по изготовлению войлока — тула өмәсе, а также помочи по обработке холстов — киндер тукмаклау.
Эти помочи также сопровождались исполне­ нием песен и завершались игрищами. Однако имеющиеся о них сведения не позволяют точ­ но определить ареалы их бытования.

(Источник: Справочно-энциклопедическое издание "Тартарика. Этнография")
 

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
Реклама
Соңгы комментарийлар
  • 22 сентябрь 2023 - 06:18
    Без имени
    Фердинанд Сэлэхов кебек биек,зур сэхнэлэрдэ жырлый алырлык жырчылар аз шул...
    Шоу – бар, сәнгать – юк !
  • 21 сентябрь 2023 - 21:08
    Без имени
    Бала мэктэпне яратсын, укытучысын хормэтлэсен очен ин беренче бу балаларнын эти-энилэрен тэрбиялэргэ кирэк эле, мин узем балаларым, оныкларым мэктэптэн кайткач, мин фэлэн укытучыны яратмыйм, бу фэнне курэ алмыйм дип кайткач, ин беренче эш итеп шушы фэнне яратырга, тырышып ойрэнергэ кирэк, менэ шул вакытта укытучынны да яратырсын дидем, дорестэн дэ бутэн бер дэ кайтып зарланмадылар, оегездэ дэ бала каршысында укытучыны тэнкыйтлэмэгез, олыларга карата хормэт тэрбиялэргэ тырышыгыз, нэтижэсе озак коттермэс, балагыз унай якка узгэрер
    «Сугыш чукмары» 
  • 21 сентябрь 2023 - 14:58
    Без имени
    Эмоциялэрегезне йогэнлэргэ ойрэнегез. Эниегез ботенесен кунеленэ якын ала торган кеше, аны борчымагыз.
    Әни безне аңламый. Нишләргә?
  • 21 сентябрь 2023 - 14:50
    Без имени
    Укучыларнын торлесе булган кебек, укутучыларнын да торлесе була шул. Яхшы анлата торган укутучыны нинди генэ укучы булмасын, 45 минут буе, сабыр гына тынлап утырасын. Мин узем дэ шундыйлардан, яхшы укыдым, но кайнар холыклы идем, ботенесен язып тормыйм, но яхшы анлата торган укутучыны сабыр тынлый идем. Яратып укыдым. Сигезеллыктагы укытучылардан мэрхум Шакиров Тимергали абыйны язып узар идем. Анын кебек яхшы укытучы бутэн юк иде шул мэктэбебездэ. Урта мэктэпкэ башка авылга йордек, анда да бик яхшы укутучылар мэрхумэ Роза апа, хэм мэрхум Фатыйх абыйны язып утэм. Беркемгэ бер начар суз эйтмэделэр, беркемне дэ начар сузлэр белэн сукмэделэр, бер укучыдан да баш тартмадылар. Алланын рэхмэтендэ булсыннар. Урыннары жэннэтнен турлэрендэ булсын! Гел яратып искэ алам. Укутучыдан тора куп нэрсэ.
    «Сугыш чукмары» 
  • 21 сентябрь 2023 - 14:07
    Без имени
    Әлхәмдулилләх, зурлап никах уткәргәнсез, бу әти-әни өстендә. Ә туй, исерек көтуе-кемгә кирәк шул уткәрсен, хәзер купләре үткәрми дә. Шул ук туганнарны тагын чакырасың бит, тик бусы аракы табыны. Гел бер кеше, ничә кат җыярга була, муеннан бурычка батып
    Никах акчасы – талаш акчасына әйләнә бугай
Реклама
Якутия. Фоторепортаж
«Яңа бишек җыры» бәйгесе
Уфада матурлык һәм уңганлык конкурсы узды
«Балалы Солянка» балалар музыкаль премиясе
«Татар гаиләсе / килен-кайнана» бәйгесе җиңүчеләрен котлау тантанасы
«Татар мамык шәле» бренды нәрсә ул?
«Татар гаиләсе / үрнәк алыгыз»
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»