Кара Пулат - в Москве!

12 октября 2016 года в г.Москве в Государственном академическом Малом театре состоится показ оперы-легенды «Кара Пулат» (музыка Э.Низамова, либретто Р.Хариса), приуроченный к 75-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, народного поэта Республики Татарстан, лауреата Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая, литературной премии им.Ф.Карима, Большой литературной премии им.Р.Гамзатова, общероссийской премии им.А.Дельвига, республиканских премий им.М.Джалиля и им.Г.Державина, члена Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации Рената Магсумовича Харисова (Рената Хариса).


 

Харисов Ренат Магсумович (Ренат Харис) является одним из ярчайших представителей современной татарской поэзии. Им написано более четырех десятков поэм, по его сценариям созданы музыкальные и хроникальные кинофильмы, на стихи поэта написано около двухсот вокальных произведений. За создание либретто балета «Сказание о Йусуфе» (композитор Л.Любовский), а именно за развитие традиций национального эпоса в современных условиях диалога культур Р.М.Харисову присуждена Государственная премия Российской Федерации. Опера «Любовь поэта» на либретто Р.М.Харисова (композитор Р.Ахиярова) в одной из номинаций удостоена российской театральной премии «Золотая маска».

Организаторы показа оперы-легенды «Кара пулат» в г. Москве – Министерство культуры Республики Татарстан, Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина.

Мероприятие состоится 12 октября в  19.00 в Государственном академическом Малом театре (на Ордынке) (г.Москва, ул.Большая Ордынка, д.69).

Премьера оперы-легенды «Кара Пулат» состоялась 20 января 2015 года на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина. Опера была создана при поддержке Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Посетивший премьеру спектакля в 2015 году Государственный Советник Республики Татарстан, Председатель Попечительского Совета Республиканского Фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев назвал оперу «Кара пулат» большим событием в культурной жизни Татарстана.

В создании оперы приняли участие поэт Ренат Харис (либретто), композитор Эльмир Низамов, режиссер-сценограф Георгий Ковтун (заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан), художник по костюмам Асель Исмагилова, художник по декорациям Владимир Самохин, камерный оркестр «Новая музыка» под руководством Анны Гулишамбаровой (заслуженная артистка Республики Татарстан), хормейстер Дина Венедиктова, балетмейстер Фанис Исмагилов (заслуженный деятель искусств Республики Татарстан), концертмейстер Екатерина Горбунова.

Солисты: Гулнора Гатина, Рузиль Гатин, Артур Исламов, Зуфар Харисов, Денис Ханбаба.
 

 

Артисты хора: Дина Венедиктова, Ляйсан Давлетшина, Лилит Ёлчян, Эльвира Титова, Гузель Камалова, Ильсияр Низамиева, Иван Савиных, Руслан Хабибуллин, Ильгиз Мухутдинов, Илья Казаков, Дмитрий Дорофеев, Дмитрий Железнов, Ильнур Байназаров, Руслан Аюпов, Руслан Хафизов.


 

В основу сюжета оперы «Черная палата» положена татарская легенда о двенадцати девушках, которые были сожжены воинами Тамерлана. Воины самаркандского эмира при взятии Великого Булгара захватили двенадцать девушек-красавиц, одна из которых – дочь булгарского хана. Воины должны доставить ее самому Тамерлану в качестве наложницы, но никак не могут узнать, которая из них ханская дочь. Они подвергают девушек различным испытаниям, но верные подруги ханской дочери не выдают ее и всячески огораживают, вводя воинов Тамерлана в заблуждение. Однако кто-то доносит, что ханская дочь не горит в огне.

Нукер самаркандского эмира приказывает загнать всех девушек в каменную палату, обложить ее дровами и поджечь. Огонь окружает палату. Пожар кончился. Открывается дверь палаты и оттуда, вся белая и невредимая, выходит ханская дочь…

Черная палата – здание в Булгарах, построенное в XIV веке, является наиболее сохранившимся памятником булгарской архитектуры. Это здание было судилищем. Суд вершил хан и совет из трех человек. Когда надо было вершить суд, то хан и каждый из судей входили в палату через особые двери соответственно сторонам света. Хан всегда входил через западные двери. Первый этаж здания использовался для временного заключения осужденных.
 

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
  • Үги әнкәйнең җылы йөрәге «...Үги ананың бик әйбәтләре була. Гадәттә, алар турында гел яман сөйлиләр, ләкин алар турында юньле сүзне күбрәк сөйләргә кирәк. Чит канга ана булырга тырыша бит ул. Мәҗбүри яратып булмый бит. Ә ул рольгә кереп «уйнарга» тиеш. Бала исә рольгә керми, «уйнамый». Ике артистның берсе уйнап, икенчесе уйнамаса, спектакль туа алмый. Үги аналы гаиләдә әнә шуңа күрә җылы, уңай тормыш коруы бик кыен. Үги аналарны кызганырга, ихтирам итәргә кирәк...» Мөхәммәт Мәһдиев «Мәңгелек яз» әсәрендә үги әниләр турында әнә шундый уйлануларын язып калдырган. Үги тормышны үз башына төшкәннәр генә аңлыйдыр, мөгаен. Үги ананың да, үги баланың да үз хәле... Әмма гомер уртасына җиткән ир балачагын искә алганда «Үги әниләргә һәйкәл куярга кирәк», – ди икән, димәк, барлык үги әниләр дә, халык телендәге кебек, явыз түгелләр. Чит балаларны карап үстерә икән, димәк, алар олы йөрәкле... Үги әни белән үскән Татарстанның халык артисты Җәвит ШАКИРОВ үзе сөйләсен әле...
    8741
    10
    103
  • Бәхетле булырга хакым бар!  Мин кияүгә 25 яшемдә чыктым. Яратып чыктым...
    8832
    8
    69
  • Өч кенә көнгә... – Кирәкми. Кешечә түгел бу. Шалтыратмагыз. Өметләнеп көткәнче, алдан ук барысын да аңласын. Башка бер сүз дә әйтмичә, нянечка балалар янына кереп китте. Ишек тавышы йөрәкне сызып үткән кебек булды. Бар да тынып калды. 
    4515
    4
    50
  • Сөеп, сөелеп яшисем килә-2 «Таһирә өстеннән жалу язганнар» дигән хәбәр авылда таралганга да бер айга якын вакыт үтте. Тегеләй дә, болай да дип тикшергәннән соң: «Фактлар ачыкланмады», дигән.
    5758
    2
    26
Реклама
Соңгы комментарийлар
  • 23 июль 2021 - 18:22
    Без имени
    Мене шулай кысылып купме бала бехетсез шул.Узебезнен баштан утте
    Кемнәрдән бәйләтим яраны?
  • 25 июль 2021 - 19:20
    Без имени
    Ай, рәхмәт яугырлары!!!!! бик тә нык сөендем бала өчен! Нянечкага рәхмәт!!! Йөрәкләренә, бәгырьләренә үтә торган итеп аңлатып әйтә белгәне өчен! Аллаһы Тәгалә аның аша, ир белән хатынга туры юл күрсәткән, гомерлек үкенечкә юл куймаган.
    Өч кенә көнгә...
  • 24 июль 2021 - 15:57
    Без имени
    Уф.... Йорэккэемне....
    Өч кенә көнгә...
  • 26 июль 2021 - 14:07
    Без имени
    Нәкъ шулай . Тик партнер бер генә булырга тиеш , югыйсә , хатын - кыз үзенең тәнендәге җепселләрен башкаларга таратып , үзе авыру булып калачак .
    ​Назлану өчен алты медицина сәбәбе
  • 22 июль 2021 - 16:52
    Без имени
    Мондый язмаларны еламыйча укый алмыйм,чонки минем бабамда узган ул концлагерларны,9май житсэ бакча артына чыгып жылый иде, соныннан Аны оправдали, ещё орден бирделэр,Бер солдаты коткарган очен,рэхмэт Ана,онытмаган...
    Ева-Мөслимә
Реклама
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»
Фарфор буенча рәссам Римма Газалиеваның шәхси күргәзмәсе
Укучыга таба яңа адым: «Сөембикә»нең февраль санын тәкъдим иттек 
Венера Ганиеваның ире, тавыш режиссеры Камил Фәйзрахмановны соңгы юлга озату
Беренче дулкын. Өмет, курку, хисләр
Татарстан журналистикасы тарихы – фотоларда
Бу – безнең уртак тарихыбыз
Журналыбыз архивыннан