​Верхняя одежда татар. Женщины.

По названиям, покрою и составу входящих в нее элементов женская верхняя одежда имеет много общего с мужской. Она отличается лишь некоторыми декоративными деталями: специфической дополнительной отделкой мехами, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т. д.

По особенностям кроя спинки женская верхняя одежда (так же как и мужская) делилась на два типа: тип I — одежда с приталенной спинкой и тип II — одежда с прямой спинкой.





Женская одежда типа II сравнительно рано вышла из обихода. В Российском этнографическом музее сохранился прямоспинный җилән, принадлежавший кряшенке Малмыжского у. Вятской губ. Он представляет собой длинную туникообразную распашную одежду, сшитую из прямых полотнищ белого холста с широкими клиньями по бокам, с прямыми и короткими до локтя рукавами и с широкими полами, без подкладки, без застежек. Его ворот и верхние борта обшиты красной шерстяной нитью. О существовании у кряшен северной части Заказанья, Восточного Предкамья и Восточного Закамья в середине и второй половине XIX в. прямоспинной женской одежды пишет исследователь материальной культуры Ю.Г. Мухаметшин. Верхняя одежда с приталенной спинкой типа I имела много местных названий, отражавших качество материала, из которого она была сшита, и порою те традиционные формы одежды, с которыми ее покрой связан исторически. Так, у татарок Северного Приуралья камзолы-безрукавки, декорированные полосками позумента, часто назывались җилән. Однотипная, тоже неутепленная, но с рукавами одежда здесь называлась бишмәт, в отличие от утепленной — сырма. В других районах проживания татар, включая и Окско-Сурское междуречье, термин бишмәт обозначает утепленную приталенную одежду. Под камзолом здесь же понимается короткая приталенная безрукавка. В середине и в конце XIX в. камзолы-безрукавки были распространены параллельно с камзолами, которые имели короткие, до локтей, рукава. На одной и той же территории, но в одежных комплексах разных поколений встречались и камзолы-безрукавки, и камзолы с длинными и короткими рукавами.





По назначению верхняя одежда татарок делится на домашнюю и выходную (летнюю, демисезонную, зимнюю). К домашней одежде в ряде случаев относятся и камзолы, которые надевались поверх рубах. Их носили обычно женщины, реже девушки. Не носили камзолов девушки-тептярки Верхнеуральского у. Оренбургской губ., а также девочки в Мензелинском у. Уфимской губ. и в Бугульминском и Бугурусланском уездах Самарской губ. Одежду с цельной приталенной спинкой часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды — өч билле камзол (трехшовный). Молодые женщины шили камзолы пятишовными — биш билле. Для этого от проймы рукавов до подола или только от проймы до талии (когда позволяла ширина ткани) вшивались дополнительные вставки. Использование для пошива камзолов типа I, 1 разнообразных покупных тканей, фурнитуры, сопровождающих аксессуаров способствовало появлению множества вариаций. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»).





Края бортов, подола, проймы рукавов украшали полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом. В восточных районах со временем стало традицией украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку комков (ука, тссьму). Это явление отмечено у татар-мишарей и у тептярей Верхнеуральского у. Оренбургской губ., а также у мишарей Шадринского у. Пермской губ. Камзолы типа I,1 не имели запaха и скреплялись спереди обычно при помощи крючка и петли. На дорогие праздничные камзолы пришивали специальное ювелирное украшение — застежку каптырма. Камзолы типа I,2 — с надрезанной и присборенной по бокам спинкой — наравне с типом I,1 были широко распространены среди татарок Северного Приуралья и особенно у кряшен. Особенностью этого варианта было то, что в подол камзола с каждого бока вставлялось по два или три клина, за счет которых образовывались фалды. Эти камзолы (их нередко называли җилән) шили длинными до колен, часто с высокими, доходящими до горловины бортами. Камзолы кряшенок Чистопольского у. Казанской губ. не запахивались, и полы их едва сходились на груди; верхние углы бортов отодашлись в сторону, образуя отвороты. В отличие от мусульманок, кряшенки шили свои камзолы из черной ткани, часто из шевиота. Камзол у них являлся повседневным элементом одежды молодой женщины. Поверх камзола нередко повязывался передник.






В середине XIX в. своеобразную вариацию камзола представлял собой так называемый кесәбике. Это камзол с длинными рукавами, на меху с цельной, расширяющейся книзу спинкой, широкими полами, боковыми клиньями и круглым, без воротника вырезом.

Близкая к камзолу одежда, но более длинная и с рукавом служила летней выходной. Региональные различия ее отмечаются лишь в названиях, мелких деталях кроя и художественного оформления. Так, раннюю и широко распространенную выходную одежду представлял собой җилән с приталенной спинкой. Уже в первой половине XIX в. К Фукс писал: «Ныне джилян выходит из моды, а вместо него делают камзол с длинными рукавами». Описанный К Фуксом «длинный и с длинными рукавами парчовый и шелковый с позументом» җилән запечатлен в ранних зарисовках художников. Это длинная одежда без застежек, с открытой грудью, с длинными, иногда дополнительно пристегивающимися ложными рукавами.
Передние полы цельные, с запахом справа налево. Встречалась и другая разновидность выходного җиләна — с высокими бортами и застежками от горловины до талии.

В конце XIX — начале XX в. җилән встречался в комплексе женского костюма татар-кряшен Восточного Закамья и Восточного Предкамья. Повседневные джиляны шили из фабричной ткани, часто черного цвета, на подкладке. Җилән не имел застежек; края пол, подола и концы рукавов были обрамлены галуном или светлой тесьмой. Особое значение при декоративном оформлении җиләна придавалось верхней половине бортов, к краям которых до талии обычно пришивались широкие позументные полосы. Праздничные джиляны шили из плиса, бархата, кашемира очень ярких, но однотонных расцветок: синих, зеленых, малиновых и т.д. Отделка праздничных джилянов не ограничивалась использованием позументной тесьмы, очень часто здесь применялась оригинальная художественная строчка по вороту, манжетам рукавов, ластовицам прорезных карманов. Особой оригинальностью отличался ворот җиләна. Он был большой, отложной, плотно простеганный и по цвету, как правило, отличался от основной ткани. Покрой кряшенских джилянов был приталенным, но достаточно специфическим за счет подрезной в боках и присборенной спинки (тип I, 2).





Прямоспинный җилән (с плеча мужа) женщины изредка использовали как покрывало-накидку на голову при выходе на улицу, причем пожилые женщины накидывали на голову җилән таким образом, что пройма рукава изнутри приходилась на голову, а молодые покрывались им так, чтобы полочки җиләна симметрично располагались спереди по фигуре женщины. Подобным образом прямоспинные джиляны использовались в Бугульминском и Бугурусланском уездах Самарской губ.



Однотипная с джиляном одежда пермских татар — букафтан. Он был длиною до колен или чуть выше, с вшивным длинным и достаточно широким рукавом. Обычно бархатные — зеленые, бордовые, синие, — они так же, как и камзолы, имели треугольный вырез на груди и украшались позументом ука. Букафтан имеет достаточно четкие границы бытования. Это главным образом Осинский, Кунгурский и Пермский уезды Пермской губ.

Одним из архаичных видов верхней летней одежды волго-уральских татарок является чоба. Ее шили из льняных тканей домашнего производства и без подкладки. Расцветка тканей была в мелкую полоску (бело-черную, бело-красную, бело-синюю). Спинка приталена, рукав длинный вшивной, несколько зауженный. Женская чоба была повседневной одеждой и отличалась от мужской более яркой расцветкой, нередко браным узором. Ее шили без ворота, с треугольным вырезом, с одной-двумя пуговицами. Как известно, ранее она была распространена у казанских татар (северные и прикамские уезды) и у кряшен под наименованием чува и использовалась как обрядовая одежда. В конце ХIX — начале XX в. чоба носили татарки-кряшенки (за исключением молькеевских нагайбаков) и пермские татарки.

Не менее древним элементом женской одежды является чабулы чикмән — демисезонная рабочая одежда из домашнего сукна: серого, белого или крашенного в коричневый цвет. Шили его длиной ниже колен, с подкладкой до пояса, с глухим воротом-стойкой, с застежкой на металлических крючка.



В середине XIX в. чикмени со сплошной приталенной спинкой были распространены почти на всей территории проживания татар, а на рубеже XIX-XX вв. они были вытеснены бешметами на ватной основе. Они продолжали встречаться лишь в ряде уездов Симбирской, Вятской, Уфимской, Пермской, Оренбургской губерний. Подобные чикмени для молодых женщин шили из белого сукна — килен чикмән: ворот, борта, низ подолаи концы рукавов обшивали черным бархатом. Любопытно, что в уездах Самарской губ. белые чикмени носили исключительно молодые замужние женщины. Чикмен здесь входил в состав калыма — свадебных даров жениха, т. е. являлся разновидностью обрядовой одежды. Кряшенки носили и чикмени с отрезной присборенной спинкой, которые назывались бөрмәле әрмек или борчатка.




Распространенной демисезонной и зимней одеждой татарок был бишмәт, по покрою идентичный описанной выше летней и демисезонной одежде с приталенной спинкой. Его шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани, на вате. В приуральских уездах подобная приталенная стеганая одежда называлась сырма. В конце XIX — начале XX в. утепленный бишмәт (сырма) был преобладающей зимней одеждой.

Наиболее ранним видом верхней одежды татарок была расклешенная шуба (тип I,1) — чабулы тун. Ее шили из овчины или лисьего меха, длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим воротником и застежкой на кожаных пуговицах или крючках. Она имела широкое распространение вплоть до начала XX в. Женщины из крестьянской семьи среднего достатка шили шубы из овчины и покрывали их фабричной тканью.
В районах Приуралья встречались белые девичьи шубы из недубленой овчины — ак бәрән тун. Кряшенки носили желтые дубленки.

В конце XIX — начале XX в. среди татар-кряшен одновременно с приталенной шубой были распространены шубы с отрезной спинкой и со сборками (тип I, 3). Девичьи шубы кряшен по краям ворота, бортов, подола, рукавов, иногда и на талии по бокам украшались строчкой вышивки или узкой полоской яркой ткани.

(Источник: "Татарика. Этнография")

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
  • Ялган никах Танышуларының беренче көнендә үк, ЗАГСка барып, язылышырга гариза биреп кайткан кыз белән егет хакында Нурсөянең моңа хәтле ишеткәне булмады. Андый хәбәр колагына чалынса да, әллә юләр инде болар, дип бармагын чигә тирәсендә борудан башка берни дә кыла алмас иде кебек. Әгәр дә ки уйламаганда-көтмәгәндә ул юләр кыз үзе булып чыкмаса!..
    8397
    0
    83
  • Әти өйләнә Әни үлгәнгә инде биш ел. Әнине югалтуны бик авыр кичерде әти. Хәтта башта минем белән сөйләшми йөрде, үз эченә бикләнде. Аны безнең янга күчергә үгетләдем, әмма ул яшәгән фатирымны калдырмыйм дип каршы килде.
    7631
    2
    75
  • Балаларына сыймаган Галия әби Сәяхәт вакытында нинди генә кешеләр күрмисең дә, нинди генә тарихлар ишетмисең – үзе бер китап язарлык. Поездда язмыш тарафыннан гомернең бер аралыгына очраткан юлдашлар бер-берләренә җаннарын бушата, шатлык-кайгыларын сөйли. Бу юлы да шулай булды...
    3714
    1
    41
  • Хыялдагы ир-ат  Үсмер чакта ук  ничек тә булса бай тормышта яшәргә кирәк дип нәтиҗә ясадым. Телевизордан күрсәткән гламур тормыш кызыктыргандыр, мөгаен. Әмма кыяфәтем бай егетләр артымнан чабып йөри торганнардан түгел иде. Гомумән, күбәләк кебек бер егеттән икенче егеткә очып йөрергә дә яратмадым. Ныклы карарга килде: укыйм да, җитәкче булырга тырышам. Ул вакытта бай ир дә кирәк булмаячак. 
    4632
    1
    40
  • Укытучым Их, вакыт дигәннәре! Ник сез шулай бик тиз агасыз соң? Азга гына булса да мәктәп елларына кайтып киләсе иде лә... Миңа инде 30 яшь, 16 яшьлек  чагым әле кичә генә кебек...  
    3581
    0
    26
Реклама
Соңгы комментарийлар
  • 27 май 2022 - 00:29
    Без имени
    Курячяк язмыш
    Инде минем чират...
  • 26 май 2022 - 20:32
    Без имени
    Укып торасым да килми, ташладым. Уз рэхэтеннэн китеп, кайнанайны курэ-ишетэ торып, ниемэ кайтырга иде? Бала карар, ашарга пешерер дип ометлэнеп? Уз тарткан картасы, тарта-тарта ашасы. Чык та кит
    Инде минем чират...
  • 27 май 2022 - 06:58
    Без имени
    Безнен, тормышлар уртак та кебек автор белан. Мин дэ иремне дэ, баламны да Ходайдан сорадым. Хэзер аллага шокер баламда туды, иремдэ бик эйбат кеше.
    Мин аны Ходайдан сорап алдым
  • 26 май 2022 - 15:03
    Без имени
    Дингэ беренче куп урлаган, карак, гонахсы зур булган кеше килэ. Улэр вакыты житкэч, исенэ тешэ, курка башлый, жавап бирэсе булса, нэрсэ дип, жавап бирермен, дип ,курка.
    Дингә кеше кайчан күбрәк килә?
  • 25 май 2022 - 22:40
    Без имени
    Сез гел балалар дип яшәгәнсез, инде үзегез өчен яшәргә вакыт. Аларның үз тормышы, вакыт узгач алар сезне аңлар дип ышанасы килә.
    Кызларым каршы булса да, кияүгә чыгаргамы?
Реклама
«Татар мамык шәле» бренды нәрсә ул?
«Татар гаиләсе / үрнәк алыгыз»
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»
Фарфор буенча рәссам Римма Газалиеваның шәхси күргәзмәсе
Укучыга таба яңа адым: «Сөембикә»нең февраль санын тәкъдим иттек 
Венера Ганиеваның ире, тавыш режиссеры Камил Фәйзрахмановны соңгы юлга озату
Беренче дулкын. Өмет, курку, хисләр
Татарстан журналистикасы тарихы – фотоларда