​Татарская посуда

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Посуда для татар не только предмет домашнего обихода, но еще и важный социальный статус - так охарактеризовали значение посуды исследователи татарского этноса конца XIX века. Действительно, татарская семья не приемлет себя без торжественного чаепития, а следовательно, именно качественная, красивая посуда является неотъемлемой атрибутикой быта татар. Хотя справедливости ради нужно сказать, что фарфор вошел в татарский быт не так уж давно, до этого в быту использовали деревянную и глиняную (керамика) посуду. И тем не менее, вот уже в течение последних четырех столетий татары пользуются фарфором.



Для большинства населения Земли фарфор и Китай - братья-близнецы, их обозначает одно и тоже слово "china".

Долгое время наряду с производством шёлка фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор - смерть.

Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.



В последнее время в обиход вошло такое понятие, как «татарская посуда», именно расписанная по мотивам татарского национального орнамента форфоровая посуда получила широкую популярность среди наших соплеменников.

В Казани с 2000 года существует производство татарской национальной посуды из керамики и фарфора, возглавляют это производство семейная пара Рафиса Самигуллина и народного художника Республики Татарстан Натальи Пилюгиной. Свое производство они запустили по старинным технологиям, которые не имеют аналога не только в Республике, но и по всей России.

Расписная фарфоровая посуда Натальи Пилюгиной неоднократно становилась победителем и призером на различных конкурсах и выставках. Расписные блюда Натальи имели большой успех во Франции на выставке в Дни культуры Республики Татарстан в 2004 году. Благодаря семейному производству сегодня можно сказать возродилось производство татарской посуды.



Фарфор, конечно, не только посуда, вернее, не только та посуда, которая стоит в кухонных шкафах и предназначена для каждодневного использования. Необыкновенно хороши в интерьере расписанные вручную сервизы, фарфоровые вазы, блюда, кувшины. Тут можно дать волю воображению и подобрать предметы на любой вкус — от старинного китайского, великого английского, и конечно, татарского фарфора, который имел такую насыщенную историю в XVIII - XX вв.

Расписные фарфоровые тарелки — один из любимых предметов декора, связанных одновременно и с фарфором, и с посудой, и непосредственно, с интерьером. Ими любят украшать стены — в зависимости от сюжета; они могут достойно найти свое место и на кухне, и в гостиной, и в кабинете... Этот жанр — пропитан многовековой историей украшения интерьера, настоящей традицией, и на мой взгляд, является одной из составляющих общей атмосферы, присущей типичному интерьеру татарской семьи.

Фарфор — универсальное средство украшения интерьера. И безусловно, его огромный плюс, так как подобная «эластичность» позволяет сочетать это фактически с любыми интерьерными решениями, фактурой, цветом. Трудно представить интерьер, в котором можно было сказать категорическое «нет» фарфору. Он способен поселиться в любом, даже самом лаконичном пространстве.



Человек, в доме которого «живет» много фарфора — скорее всего коллекционер. Хотя та часть населения, которая любит отдыхать за границей ввела новую привычку коллекционировать сувенирные фарфоровые тарелки с изображением разных стран.

Не следует забывать о том, что изготовление изделий из фарфора — это очень трудоемкое искусство, требующее огромного творческого вклада, высочайшей техники исполнения и в целом в плане производства - процесс во всех смыслах довольно затратный.




Декоративный фарфор
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов. Рафис и Наталья создают свою посуду именно таким способом.



При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.



Безусловно, в современном мире не выходя из дома можно приобрести любое чудо, изготовленное где угодно и тем не менее популярность фарфоровых сервизов и других изделий, выполненных в традиционных татарских стилях и орнаментах занимает у наших соплеменников особое место. Подобная дорогая сердцу посуда используется только для почетных гостей, а сама традиция жива и по сей день.

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
  •  Гомерем усал кайнана, исерек ир белән үтте 5 Бер көнне иртән торып бәлеш пешерергә уйладым. Бәрәңге турадым, суган әрчедем, камыр бастым. Духовкада кургаш кәгазь астында ике сәгать ярым эчендә бәлешем изелеп пеште. Ләкин хуш исе урамга кадәр чыккан итле бәлешемне ашарга насыйп булмады.
    12023
    4
    110
  •  Исерек ир, усал кайнана белән гомерем узды 3 Рәфис белән 3 ел очрашып йөрсәк тә, мәхәббәтебез үбешүдән ары узмаган иде. Беренче зөфаф төнебезне мин куркып, дулкынланып көттем.
    11422
    5
    80
  • Исерек ир, усал кайнана белән гомерем узды 2 Рәфискә кияүгә чыгарга җыенуымны әнием ошатмады, ул мине кабаттан үгетләргә кереште: «Кызым, тагын бер тапкыр уйлап кара әле! Габдулла белән Сания авылда иң усал гаилә булып санала, Санияне тиккә генә «юха елан» дип йөртмиләр. Алай гынамы, бу гаиләдә эшнең бетәсе юк: 50 сутый бакчалары, абзарларында өч сыер, кырыкка якын сарык...
    9296
    1
    55
  • Юлда кем очрамас... Кичә яшүсмер кызым эштән кайтты да, «Әни, син хәзер мине ачуланачаксың», – ди. Сагайдым. Ачуланасымны алдан ук белеп торгач, нинди ярамаган эш эшләде икән? 
    8618
    1
    52
  • Уеннан уймак Барысы да бәхәсләшүдән башланды. Хатын-кызлар, бигрәк тә йөрәкләре янып торган яшь кызлар бәхәсләшмәсен икән ул. Аларның яшьлек дәрте егетләрне үзләренә карату гына түгел, дөньяны әйләндереп бастыра ала... 
    4148
    0
    48
Реклама
Соңгы комментарийлар
  • 14 август 2022 - 12:38
    Без имени
    Менә болай яшәү сабырлык дип аталмый,куркаклык,хакларыңны өйрәнмиче таптату дип атала Гөмер бер генә,тазалык бер генә,бала хакы бер генә яшәү хакы бер генә бирелә.тормышыңда авырлыкны да,җиңеллекне дә только кеше үзе сайлый,славыйлыгын күрсәткән килмиче,кемнедер гаеп итеп күрсәтә, ә башы бары үзендә дөрес сайламаган өчен ,болар барысыда ТҮЛӘҮле АЛЛАһ каршында котылгысыз хакларны таптаткан өчен.Акыл алырдай хәлләр дә, гыйлемен (психология)дә биреп тора,гел шулай тормоз да торучыларны куатләп иии мескенем,түз инде,нишлатәсең язмышыңдыр диеп,чыгыш юлы барлыгын күрсәтмичә тилмереп үлүен көтеп торган кебек.Хатыннар исегезгә төшерәм тиран авыру, ирләр б н тору катгый тыела КОРЬӘНдә.Талак сүрәсен АЛЛАһ,бу хәлләр буласын белеп, кешеларне кисәтү өчен җибарде.Бу темага китеп язып була,язганнардан да мәгьнә эзләп гыйбрәт алып бик була.
     Исерек ир, усал кайнана белән гомерем узды 3
  • 13 август 2022 - 23:40
    Без имени
    Искиткеч. Үземнең әтием күз алдыма килеп басты. Бик сагынам әтиемне
    Әткәем
  • 10 август 2022 - 11:06
    Без имени
    Тизрэк аерып алып кайтыгыз, тазалыгын, я ботенлэй узен бетерэ ул юньсез
    Кияү кызыбызны кыйный?
  • 10 август 2022 - 10:28
    Без имени
    ДАУАМЫН КӨТӘРГӘ ҠАЛДЫ.
     Гомерем усал кайнана, исерек ир белән үтте 5
  • 11 август 2022 - 13:57
    Без имени
    Гүзәл, син үзең дә бик гади, булган кеше. Гаилә иминлеге, матур киләчәк Сезгә!
    «Иреңнең әнисен ярат!»
Реклама
«Татар мамык шәле» бренды нәрсә ул?
«Татар гаиләсе / үрнәк алыгыз»
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»
Фарфор буенча рәссам Римма Газалиеваның шәхси күргәзмәсе
Укучыга таба яңа адым: «Сөембикә»нең февраль санын тәкъдим иттек 
Венера Ганиеваның ире, тавыш режиссеры Камил Фәйзрахмановны соңгы юлга озату
Беренче дулкын. Өмет, курку, хисләр
Татарстан журналистикасы тарихы – фотоларда