​Татарская посуда

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Посуда для татар не только предмет домашнего обихода, но еще и важный социальный статус - так охарактеризовали значение посуды исследователи татарского этноса конца XIX века. Действительно, татарская семья не приемлет себя без торжественного чаепития, а следовательно, именно качественная, красивая посуда является неотъемлемой атрибутикой быта татар. Хотя справедливости ради нужно сказать, что фарфор вошел в татарский быт не так уж давно, до этого в быту использовали деревянную и глиняную (керамика) посуду. И тем не менее, вот уже в течение последних четырех столетий татары пользуются фарфором.



Для большинства населения Земли фарфор и Китай - братья-близнецы, их обозначает одно и тоже слово "china".

Долгое время наряду с производством шёлка фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор - смерть.

Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.



В последнее время в обиход вошло такое понятие, как «татарская посуда», именно расписанная по мотивам татарского национального орнамента форфоровая посуда получила широкую популярность среди наших соплеменников.

В Казани с 2000 года существует производство татарской национальной посуды из керамики и фарфора, возглавляют это производство семейная пара Рафиса Самигуллина и народного художника Республики Татарстан Натальи Пилюгиной. Свое производство они запустили по старинным технологиям, которые не имеют аналога не только в Республике, но и по всей России.

Расписная фарфоровая посуда Натальи Пилюгиной неоднократно становилась победителем и призером на различных конкурсах и выставках. Расписные блюда Натальи имели большой успех во Франции на выставке в Дни культуры Республики Татарстан в 2004 году. Благодаря семейному производству сегодня можно сказать возродилось производство татарской посуды.



Фарфор, конечно, не только посуда, вернее, не только та посуда, которая стоит в кухонных шкафах и предназначена для каждодневного использования. Необыкновенно хороши в интерьере расписанные вручную сервизы, фарфоровые вазы, блюда, кувшины. Тут можно дать волю воображению и подобрать предметы на любой вкус — от старинного китайского, великого английского, и конечно, татарского фарфора, который имел такую насыщенную историю в XVIII - XX вв.

Расписные фарфоровые тарелки — один из любимых предметов декора, связанных одновременно и с фарфором, и с посудой, и непосредственно, с интерьером. Ими любят украшать стены — в зависимости от сюжета; они могут достойно найти свое место и на кухне, и в гостиной, и в кабинете... Этот жанр — пропитан многовековой историей украшения интерьера, настоящей традицией, и на мой взгляд, является одной из составляющих общей атмосферы, присущей типичному интерьеру татарской семьи.

Фарфор — универсальное средство украшения интерьера. И безусловно, его огромный плюс, так как подобная «эластичность» позволяет сочетать это фактически с любыми интерьерными решениями, фактурой, цветом. Трудно представить интерьер, в котором можно было сказать категорическое «нет» фарфору. Он способен поселиться в любом, даже самом лаконичном пространстве.



Человек, в доме которого «живет» много фарфора — скорее всего коллекционер. Хотя та часть населения, которая любит отдыхать за границей ввела новую привычку коллекционировать сувенирные фарфоровые тарелки с изображением разных стран.

Не следует забывать о том, что изготовление изделий из фарфора — это очень трудоемкое искусство, требующее огромного творческого вклада, высочайшей техники исполнения и в целом в плане производства - процесс во всех смыслах довольно затратный.




Декоративный фарфор
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов. Рафис и Наталья создают свою посуду именно таким способом.



При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.



Безусловно, в современном мире не выходя из дома можно приобрести любое чудо, изготовленное где угодно и тем не менее популярность фарфоровых сервизов и других изделий, выполненных в традиционных татарских стилях и орнаментах занимает у наших соплеменников особое место. Подобная дорогая сердцу посуда используется только для почетных гостей, а сама традиция жива и по сей день.

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
Соңгы комментарийлар
  • 30 июнь 2020 - 09:20
    Без имени
    Минем белэн булган хэлгэ охшаш. 90 еллар да хезмэт хакын бирми азапладылар бит, коннэрдэн берконне берничэ айлык премия акчасын бирделэр, алтын эшлэнмэлэр сатучы ханым да килеп керде. Каенанамнын Туган коне житэ бит дип, алсу кашлы алкаларны бик ошатып сатып алдым. Булэк итеп биргэч "Акча урлап жыйган иденмени?" Диде, бер тапкыр да кимэде, рэхмэт тэ эйтмэде Алкалар шкафнын Бер булемендэ яттылар, яттылар да юкка чыктылар.
    Кадерсез алкалар
  • 29 июнь 2020 - 17:22
    Без имени
    Жиренэ житкереп,мэгънэле итеп язылган. Зур рэхмэт сезгэ.!!!
    «Әни җырлап китте...»
  • 30 июнь 2020 - 07:13
    Без имени
    Ихластан бирелмэгэн булэк икэнлеге автор сузлэрендэ кычкырып тора. Кайнэгэ бит... Эни кунеле сизгер ул. Ябай яулыкка да риза, эгэр чын кунелдэн булса. Яратып йэшэрлек ир итеп ул устергэн эни кешегэ рэхмэт очен бирелгэн яуап булэк кенэ бит ул. Кире алган да да сорап, барыбер такмыйсын бит эни, эллэ кызыма бирэсенме дип сорап алырга кирэк. Ирне яраткач шулай итсен ул.
    Кадерсез алкалар
  • 29 июнь 2020 - 09:56
    Без имени
    Эйтергэ кирэкми,элек-электэн шундый эйтем йори безнен, халыкта,Ирен,э ышанма-иделгэ таянма! Минем БИК якын туган тиешле хатыннын, да алдылар аналыгын,алар да яштэн яратышып ойлэнешкэн иделэр. Ул да тормыш иптэше-яраткан иренэ барысын да доресен сойлэшкэн. Аерылуын аерылмадылар,Бер тубэ астында яшилэр,иренен, сояркэсе бар,тузгэн кешегэ туземлек бирсен.
    Аналыгыңны алганнарын иреңә әйтергәме, юкмы?
  • 29 июнь 2020 - 12:09
    Без имени
    Элбиттэ, эйтергэ кирэкми, шул аркада аерылган гаилэне белэм. Ир Хэзер икенче хатын белэн Тора, э танышым - Бер узе!
    Аналыгыңны алганнарын иреңә әйтергәме, юкмы?
Бу – безнең уртак тарихыбыз
Журналыбыз архивыннан
«Объективта – әни»
Кешелек хакында фәлсәфи уйланулар, робот София һәм ипи
Балачак – уйнар чак...