Шежере

Шежере́ (тат. шәҗәрә, башк. шәжәрә, узб. shajara, sanjara)  — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов. Помимо самой родословной, шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью.

Традиционно считалось: задача женщины – поддерживать семейный очаг, воспитывать детей, заботиться о муже и создавать семейный уют. Сегодня можно с уверенностью утверждать: круг интересов современной женщины этим не ограничивается. 
Трудно представить женщину в роли  инженера-оружейника, пожарного, шахтера и тем более лесоруба. Однако стереотипы рушатся. 



Лира Сулейман - успешная, амбициозная молодая женщина, первые шаги в бизнесе  начала с  торгового представительства  крупной косметической кампании. Успех пришел к ней не просто так, работая денно и ночно Лира ставила себе  высокие цели. К 30-ти годам стала топ-менеджером  представительства европескийх брендов в Башкирии. К достигнутым результатам творческая натура Лиры жаждала  еще чего-то. 

Тем более свободное время неожиданно появилось с наступлением беременности, именно выйдя в ранний декретный отпуск Лира обнаружила массу свободного времени, которое решила использовать с пользой для себя.
Человек умеющий принимать кардинальные решения в собственной судьбе, всегда достоин уважения. Неожиданно для всех Лира записалась на курсы к знаменитому декоратору-мебельщику Александру Желнину,  слава которого распространяется далеко за пределы России, что стало причиной  пойти в ученики именно к Желнину, известно, уникальность специализации.



Профессия декоратора по мебели сегодня возрождается из небытия и, судя по прогнозам, будет в ближайшем будущем довольно популярна. 
Декораторы по мебели имеют особый статус, мастера данной профессии  не только в цене, но и большом почете. В советский период данная профессия ушла в «подполье» и оставалась в реставрационных мастерских театров, музеев Петербурга и Москвы. Однако сегодня профессия декоратора по мебели не только востребована, но и осваивается женщинами в том числе.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить неброскую красоту дерева, придать своим вещам удобные и художественно завершённые формы.
Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали из окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности и нарядности. Мода на изделия из натурального дерева со сложной резьбой вошла в 90-ые годы, когда так называемые «новые русские» вдруг захотели украсить свои замки и загородные дома в старинном стиле русской или татарской усадьбы.

Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощрённой фантазией, тонкой передачей характерных движений. Эти образы прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах. 



Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве мечетей. 
Закончив на отлично курсы по декору и обработке ценных пород деревьев, Лира стала искать себя в душевном порыве. Найти свой путь в новом деле и стать  мастером помог как всегда случай.
Как-то накануне юбилея свекра Лира с супругом долго думали как красиво и оригинально поздравить отца. Человек  он уважаемый,  достигший больших высот, с сильным и непростым характером, опытный фермер. Угодить такому человеку непросто. Идея покупки банального и дорогого  сувенира отметалась сразу. 

В доме Сулейманова Рифгата Агзамовича хранилась родословная, весьма потрепанная и пожелтевшая от времени бумага требовала реставрации или обновления. 
Засучив рукава Лира принялась за дело, методом проб и ошибок, взяв за основу пергамент и дерево она создала свой первый шедевр.  Создание шэжэрэ семьи Сулеймановых, где  она является не просто полноценным членом семьи, но и  любимой снохой, на которую свекор возлагает большие надежды, стал серьезным и ответственным шагом.  Работа над шэжэрэ, выполненная по старинной технологии с обработкой пергамента, поиск определенных сортов древесины, с использованием натуральных красителей и смол, вылилось  не только в трудоемкую работу, но еще и исследовательскую деятельность используемых материалов. Каждый шаг при  создании шэжэрэ открывал новые  возможности, так приобрели станки для дальнейшей работы с деревом.

Работа кипела не только в мастерской, а еще и в архивах музеев и мечетей, эта деятельность открыла для Лиры широкие просторы фантазий и открытий в создании шэжэрэ и шамаилей.
Предыстория: отношения Лиры со свекром складывались тернисто. Свекор надеялся, что именно средний сын с семьей останутся в родовом гнезде и продолжат дело отца - семейная сельская ферма по выращиванию домашнего скота. Но  познакомившись с будущей невесткой, свекор понял, что эта молодая, бойкая, амбициозная городская особа не приедет жить в деревню и не будет продолжать семейное дело Сулеймановых. Несколько обидевшись на сына,  отец  работал на  ферме пока позволяло здоровье. 



В день юбилея за пышным торжественным столом дети, родные друзья и коллеги чествовали юбиляра. И когда настал черед поздравления  Лиры с  мужем было  заметно, что свекор без особого внимания слушает их поздравления и пожелания, но в тот момент, когда они преподнесли отцу свой подарок,  этот суровый мужчина от неожиданности  просто  оторопел, и даже  пустил  скупую мужскую слезу.  С того момента  и авторитет Лиры возрос. И сама  Лира пришла к выводу, что нашла свое дело.
Изначально шэжэрэ существовали в устной форме, и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде.
Шэжэрэ служат источником исторической информации.

Работы Лиры  ни в чём не уступают образцам иностранных мастеров, а иной раз и превосходят своей оригинальностью. Детали делают все, именно детали и тонкая работа в произведениях  Лиры вне всяких сомнений.
Наиболее поэтичными, живыми и истинно народными являются работы, созданные в совмещении различных материалов. Примечателен декор шэжэрэ, отличающийся богатством пластического языка, совершенством техники, оригинальностью изобразительных мотивов и орнаментов. 

В шамаилях сочетаются прорезная и накладная резьба с рельефным изображением на гладком фоне. 
Лира освоила и такую вещь, как обработка пергамента, родина которой — Персия, однако название ему дал греческий город Пергам, где уже во II в. н. э. производство пергамента приняло особенно широкие размеры. 
Пергамент изготавливали из кожи мелких домашних животных — овец, коз, телят, реже — ослят. Обработанная соответствующим образом кожа приобретала прочность, гибкость и способность сохраняться в течение продолжительного времени, являясь в то же время отличным материалом для письма и миниатюр. Тщательно выделанный пергамент получался не многим толще хорошей современной бумаги. 



Иногда даже при наличии огромного желания и блестящих идей реализовать мечты о собственном бизнесе не получается или он развивается недостаточно быстро. Лира открыла свое дело, которое приносит ей не только моральное удовлетворение, но и прибыль. Александр  Желнин как-то ей сказал:  «Лира, твои работы должны стоить дорого, но  имей в виду, что дорогая работа должна быть  качественной. Глядя на свою работу,  у тебя лично должно возникнуть желание купить ее за  деньги, и только тогда  работа, действительно, достойна признания».

На сегодня Лира является обладателем серебряной медали II степени   фестиваля «Искусство мира ислама», она является победителем и лауреатом многих конкурсов и фестивалей по изготовлению сувенирных изделий из дерева. Талантливая и инициативная Лира не стоит на месте, в её планах создание большой серии шэжэрэ знаменитых татарских личностей, внесших большой вклад в духовное развитие нации.  

Лира - человек широкого кругозора, способная быстро вникать в новые, еще не освоенные области деятельности, принимающая взвешенные, точные решения. Она достойна примера для других, кто хочет стать успешной личностью в  собственной судьбе. 
 

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
Соңгы комментарийлар
  • 6 июль 2020 - 12:00
    Без имени
    Дорес хэлме икэн бу?
    Хыянәтнең исе нинди?
  • 6 июль 2020 - 11:14
    Без имени
    "Ак чэчэклэр" романынын яна варианты!!! Бик зур рэхмэт!
    Гомер – озын ул...(2)
  • 7 июль 2020 - 09:12
    Без имени
    Безнен Зифа Гаязовна турында язуыгыз өчен зур рәхмәт. Аны без яраттык һәм хөрмәт иттек, урыны оҗмазта булсын. Үзенә үзе кебек алмаш та калдырды
    Гомер – озын ул...(2)
  • 8 июль 2020 - 00:08
    Без имени
    Шәәәәәәп!
    Онлайн-Сабантуйдан соң онлайн-уйлану
  • 8 июль 2020 - 06:22
    Без имени
    Бик өстән- өстән язылган, эчтәлек сөйләүгә корылган. Әсәр дип зурлап әйтмәс идем. Сызды- бозды. Тыныш билгеләре дөрес куелмаган, хаталы. Ник, "Сөембикә"нең дәрәҗәсен төшереп, монда куясыз, гаҗәп?
    Кыланчык - 5
Бу – безнең уртак тарихыбыз
Журналыбыз архивыннан
«Объективта – әни»
Кешелек хакында фәлсәфи уйланулар, робот София һәм ипи
Балачак – уйнар чак...