Логотип
Блоги

​«Верните мне особняк!»

У меня есть друг Вильдан. Его предкам принадлежал огромный дом в одном из купеческих городов Татарстана.

У меня есть друг Вильдан. Его предкам принадлежал огромный дом в одном из купеческих городов Татарстана. И этот особняк, находящийся в центре города, национализировали сразу после революции. И я спрашиваю: «Вильдан, а вы не думали его вернуть себе? Вы же прямые наследники?» 

В Петербурге не утихает большой скандал на тему возвращать ли Исаакиевский собор РПЦ или он должен оставаться музеем. Музейные работники и представители культуры – «за» сохранение музея, представители церкви «за» возвращение храма верующим. 



...Живёт большая дружная семья в частном доме. Муж, жена, трое детей. Дом уставлен типовой мебелью, а хозяин семейства бережно хранит пару колечек своей любимой бабушки. Летом семья отдыхает на даче. Естественно, всё это, в последствии, должно перейти по наследству детям. И вот приходит к ним человек из ТСЖ и говорит: «Дом у вас хороший и мы его у вас отбираем. Из него получится хороший склад (библиотека, музей, морг)...»

Примерно так выглядела бы национализация сегодня. Именно так революционеры уплотняли квартиры, отбирали дома, усадьбы, утварь у обеспеченных и не очень людей, а потом была ещё и коллективизация. Не то что стадо – одну единственную корову могли забрать у многодетной семьи.

Вопрос: нужно ли возвращать наследникам то, что отобрали у их дедушек и бабушек?
Предвижу возражения – наследники, мол, не справятся со свалившимся на их головы богатством: проедят, пропьют, разбазарят. Что они, наследники, не смогут содержать квартиры, дома или особняки своих предков. Извините, но никто же сейчас не придет к наследнику и не скажет, ты не справишься с дачей своих родителей, потому отбираем в фонд «Дочки-матери». Когда говорят, что это «общее, народное достояние» это означает безхозное достояние. Возвращение называется реституцией. Моё твёрдое мнение, что всё отобранное должно быть возвращено прежним хозяевам. Церкви вернуть правосланным. Мечети – мусульманам. Отобранные дома – потомкам. Пусть не сразу, пусть путём долгих переговоров. Например, по одному из замков Шотландии нас по залам водил сам хозяин. Он не коммерсант, поэтому замком управляют государственные службы, но, тем не менее, потомок является формальным хозяином. Никто же ему руки не выкручивает со словами: «А тебе жирно не будет?» 

... Если имущество ещё как-то можно вернуть, то людей, к сожалению, нет. Да и возвращать-то уже многое нечего да и некому...
Кстати, пойду узнаю, вернули ли Вильдану особняк. 

Справка 
Реституция в гражданском праве – последствие недействительности сделки, заключающееся в возврате сторонами всего полученного по сделке. При невозможности вернуть товарные ценности в натуральном виде возвращается их стоимость в денежном выражении.


 

Комментарий юк

Хәзер укыйлар