Могут ли русскоязычные дети изучить татарский в совершенстве: положительный опыт 7-й гимназии Казани

Фото: Александр Эшкинин
Автор материала: Наталья Рыбакова

Ученики из русскоязычных семей казанской гимназии знают татарский язык в совершенстве. Они завоевывают медали на олимпиадах самого престижного уровня.
Ученица 11 класса Диана Казакова участвует в международных олимпиадах на протяжении трех лет. В девятом классе школьница заняла первое место, а в десятом классе – второе. Талантливая девочка родилась в русскоязычной семье. Изучать татарский язык стала в школе. В восьмом классе заинтересовалась предметом всерьез благодаря учительнице. За короткий срок Диана добилась серьезных результатов. 

Мне очень часто задают вопрос – разговариваешь ли ты дома на татарском? Мои родители вообще не знают татарский язык. Они очень удивляются, почему я так хорошо его знаю. У меня есть расположенность к изучению языков. Это всегда было для меня интересно. Татарский язык является вторым государственным языком в республике. Уверена, что знание языков нисколько не помешает в жизни», – рассказала  Диана Казакова в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ».

Девушка говорит, что знание татарского языка ей уже не раз пригодилось на практике. Бывали ситуации, когда на улице подходили незнакомые татароязычные люди, приехавшие в город из района, и просили объяснить им дорогу. Диана свободно общается на татарском языке со сверстниками. 

«Если бы в нашей школе не было хороших учителей по татарскому языку, я бы, наверное, никогда не проявила интерес к его изучению. Изучение языка на уроках в школе не выглядит как что-то сложное и неинтересное, скорее наоборот. Учеба кажется легкой, а язык нужным в жизни. На уроках и дополнительных занятиях мы изучаем правила, а потом используем их в разговорной речи», – добавила школьница. 

Диана признается, что свободно владеет лексикой, но при этом пока не может быстро читать современных татарских авторов. Это легче делать носителям языка. Однако она прочла произведения классиков – Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля. В будущем девушка хочет стать психологом. При этом не исключает возможность того, что свяжет свою жизнь с изучением иностранных языков. В этом году девушка принять участие в олимпиаде по татарскому языку не сможет, поскольку занята подготовкой к ЕГЭ. 

«В нашей школе учатся одаренные дети» 

Заместитель директора по учебной работе по национальным вопросам казанской гимназии № 7 Мадина Звягина считает, что ученикам нравится изучать татарский язык благодаря интересным методикам преподавания. В школе работает десять преподавателей родного языка. На уроках они используют коммуникативный метод – метод общения. В школе реализуется два интересных проекта. 

«К нам ежегодно приезжают иностранцы, которые учатся в КФУ, изучают татарский язык. Это  гости из Китая, Японии, Америки, Англии и других стран. Школьники общаются с ними на двух языках – английском и татарском. Иностранцы  хотят изучить татарский язык, кому-то из них эти знания нужны для ведения бизнеса. Это очень хорошая мотивация для наших учеников. Они думают: "Если иностранцы приехали за практикой в Татарстан, то почему бы нам самим, живя в республике, не изучить татарский язык?"», – рассказала Мадина Звягина.


Второй проект, реализуемый в школе, это переписка с иностранными друзьями. Школьники пишут письма представителям татарских диаспор из других стран, жителями Америки, Германии, Украины, Англии. Собеседница ИА «Татар-информ» считает, что  в гимназии № 7 учатся одаренные дети.

«Наши воспитанники выступают на предметных олимпиадах по татарскому языку и занимают хорошие места. У нас принцип такой: если ребенок занимает место на республиканской олимпиаде, то он автоматически участвует в международной. В прошлом учебном году на международной олимпиаде нашу школу представляли три ученицы, и все они заняли призовые места», – отметила Мадина Звягина. 

«Двух уроков родного языка в неделю недостаточно»

 Преподаватель родного языка и литературы Таслима Набиуллина преподает в школе 22 года, работает с русскоязычными и татароязычными ребятами. В прошлом году на олимпиадах по татарскому языку выступали шесть ее воспитанниц: пять на муниципальном и одна на международном уровне. 

«Я стараюсь проводить интересные уроки для детей, использую инновационные технологии, презентации и видеоматериал. Мы сами снимаем с детьми видеофильмы. Все, что делаем на уроках, связано с повседневной жизнью. Я стараюсь сделать все, чтобы ребята смогли применить свои знания на практике», – отмечает Таслима Набиуллина. 

На уроках по татарскому языку дети сами ставят оценки друг другу. На встречи к ребятам приходят преподаватели вузов, школьники также общаются с интересными людьми по скайпу. Раньше в школе уроки по татарскому языку занимали три часа в неделю. Кроме того, участники олимпиад занимались с педагогами дополнительно по три-четыре часа в неделю. 

«Сейчас в нашей школе по решению родителей ребят уроки по татарскому языку проводятся два часа в неделю. Этого недостаточно не только для участия в олимпиаде, но и вообще для изучения предмета», – посетовала Таслима Набиуллина.

Мнения

Ученица седьмого класса гимназии № 7, двукратный призер олимпиады по татарскому языку на городском этапе Валерия Ярандаева:
«Я выучила татарский язык в школе. Участвую в олимпиадном движении с пятого класса. Знание татарского языка мне уже пригодилось в жизни. На отдыхе в Турции я общалась с местными жителями на татарском, и они меня понимали. Человек, который знает много языков, сможет большего добиться в жизни».

Ученица шестого класса гимназии № 7, призер муниципального этапа Дана Дидора: 
«У меня мама татарка, а папа – русский. Мои родители татарский язык вообще не знают, поэтому я решила его изучить самостоятельно. Участвую в олимпиадах по татарскому языку уже с пятого класса. Считаю, что родной язык нужно знать». 

Источник: http://sntat.ru

Татар хатын-кызлары өчен кызыклы язмаларны Сөембикә Telegram-каналында укыгыз


Ошый
Поделиться:
Комментарийлар (0)
Cимвол калды:
Хәзер укыйлар
  • Оясында ни күрсә... Оясында ни күрсә ...Очканында шул булыр. Халкыбызның буыннан-буынга күчеп килгән әлеге мәкале бүген дә үзенең актуальлеген югалтмый. Ә очар өчен һәр кешегә ныклы канатлар, кайтырын сагынып көтә торган нигез кирәк. Бала өчен ул башта ата-ана йорты булса, үсә төшеп насыйбын очраткач, үз өенә әверелә. Бүгенге геройларыбыз Земфира һәм Рамил Әхмәтшиннарның йорты да хәзер туганнарны гына түгел, балаларны, оныкларны бергә туплый торган җылы учак булып тора.
    2357
    28
    239
  • Үгиләр... Илзирә бүген әбисенә төшеп китте. Әнисенә үпкәләде. Үз әтисе үлеп, икенче иргә кияүгә чыкканнан соң әнисе ике арада өзгәләнә: бер яктан балалары, икенче яктан яңа ире. Ир – ир инде ул. Ничек Илзирәгә ышанмый әнисе?! Ана кеше иренә түгел, кызына ышансын өчен нәрсә эшләргә кирәк бу Хариска? Башка чыдар хәле калмады бугай кызның...
    6149
    2
    89
Реклама
Соңгы комментарийлар
Реклама
«Азат хатын» күргәзмәсе – Кабан күле буенда
«Сөембикә»нең яңа саны һәм... балчык
Әлфия Миңнуллина: «Әни Казанга яланаяклы кыз булып килгән иде, яланаяк мәңгелеккә китеп бара...»
Фарфор буенча рәссам Римма Газалиеваның шәхси күргәзмәсе
Укучыга таба яңа адым: «Сөембикә»нең февраль санын тәкъдим иттек 
Венера Ганиеваның ире, тавыш режиссеры Камил Фәйзрахмановны соңгы юлга озату
Беренче дулкын. Өмет, курку, хисләр
Татарстан журналистикасы тарихы – фотоларда
Бу – безнең уртак тарихыбыз
Журналыбыз архивыннан