Хатын-кызлар өчен татар телендә
бердәнбер әдәби-нәфис журнал
1913 елда чыга башлады
1926–1991 елларда «Азат хатын»
Баш битХатын-кыз галәмеБала → Одаренный ребенок

Одаренный ребенок

Венера СУЛЕЙМАНОВА, психолог.
Венера СУЛЕЙМАНОВА, психолог.
07 апреля 2017
789 карау
Одаренность – это дар, которым генетически  наделяют родители своих детей. Но сможет ли одаренность развиться, во многом определяется окружением. Окружение может оказывать на одаренность стимулирующее или сдерживающее воздействие, от окружения  зависит, осознает ли ребенок свои способности и насколько он их реализует. Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Задача родителей – следование за ребенком и его поддержка.

На практике чаще говорят не об одаренности, а о способностях, подразумевая под ними индивидуально-психологические особенности человека, позволяющими ему быть успешным в какой-то деятельности. В качестве природных предпосылок развития способностей выступают задатки как генетические особенности строения мозга, нервной системы, органов чувств и движений. Например,  ребенок может обладать абсолютным слухом, и умеет все основания, чтобы стать хорошим музыкантом, или пластичными мышцами, которые позволят ему развить свои танцевальные способности. Задатки  выступают в качестве возможности для развития способностей. Поэтому очень важно вовремя выявить задатки детей, чтобы целенаправленно формировать способности. Способности могут проявляться в различных сферах деятельности и подразделяются на интеллектуальные, академические, творческие, художественные, лидерские, двигательные и т.д. Способности – это не просто знания, навыки или умения, а свойства мозга, особенности в восприятии и обработке информации, которые позволяют быстро, прочно и глубоко овладевать какой-то деятельностью. Общие способности позволяют осваивать успешно то, что соответствует возрасту, специальные – что-то уникальное (в музыке, художественном творчестве, спорте и т.д.). Уже в раннем детстве можно наблюдать, что одним нравится что-то разбирать или собирать, другие очень подвижны и не могут усидеть на месте, третьи – красиво поют. Говоря о свойствах одаренных детей, надо сказать, что они обычно опережают своих сверстников, учатся не только быстрее, но и всегда по-своему, находят свои правила и собственные методы решения, любознательны, все делают с удовольствием, им присуще игровое начало, способность экспериментировать с идеями, знанием, находить новые связи. Обладают хорошей памятью, ярким воображением, их мышление более гибкое и оригинальное. В поведении они обладают выдержкой и упорством, остро реагируют на ограничения, не признают авторитетов, поэтому не всегда их жизнь складывается легко и счастливо.

Можно привести пример замечательного композитора Камиля Сен-Санса, первые уроки музыки ему преподала бабушка в два с половиной года, в 5 лет он уже  сочинял и исполнял сложные произведения, а в 13 лет поступил в Парижскую консерваторию, в 16 – закончил. Увлекался рисованием, и поэзией, математикой, и астрономией. Несмотря на то, что он постоянно болел, сила воли и трудолюбие позволили ему прожить богатую, насыщенную жизнь до 90 лет. 
Говоря о творческой личности, мы предполагаем, что это – уже  сложившаяся личность. Когда мы говорим о развитии детей, чаще говорим о креативности. Креативность можно понимать как нетипичный взгляд на мир. Ключевыми характеристиками креативности являются дивергентное мышление (способность предлагать не одно, а разные решения одной и то же проблемы), готовность к трансформации (умение принимать необычное решение) и способность к оценке. В педагогике и в воспитании часто упор делается на развитие интеллекта, на накопление знаний в узких дисциплинах. Но едва ли в мире существуют вопросы, которые можно было бы решить узкокатегоризированным мышлением. Не всегда педагоги помогают не только изучить свой предмет, но и научить создавать связи между отдельными дисциплинами, будь то медицина, математика, или психология, физика или философия, тем самым формируя из ученика креативную личность. Не обладая креативностью, человек даже с высоким интеллектом не способен создать ничего нового, необычного. Если детей развивать только интеллектуально, забывая о развитии эмоций, эмоциональной зрелости, они также не смогут прийти к диалогу с самим собой, не смогут общаться с другими. Важно научить детей воспринимать свои чувства, распознавать их, говорить о них. Поэтому одаренный ребенок нуждается в воспитательных программах, которые позволили бы ему реализовать интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал.

В первые годы жизни особенно значимо для детей воздействие родителей. Анализ раннего детства великих людей показывает, что именно любовь родителей, которую ребенок испытывает на себе, вне зависимости от образования родителей, уровня их благосостояния, финансового благополучия, количества детей в семье, является основополагающей для развития ребенка.

Как способствовать развитию одаренности в первые годы жизни?
В первый год жизни, и даже уже в третьем триместре беременности закладывается базовое доверие к миру. Если будущая мама находится в тревоге и страхе, повышается вероятность снижения эффективности кровоснабжения плода, и соответственно мозг получает меньше питания. Уже в утробе матери ребенок слышит звуки и материнского организма, и окружающей среды, в последние месяцы и материнский голос, его ритм, тембр, тональность. Счастливое протекание беременности, спокойный голос мамы и других членов семьи, слушание классической музыки, прогулки на свежем воздухе также способствуют формированию интеллекта. 

В первый год жизни малыша на основе взаимодействия с близкими  людьми формируются так называемые безопасные привязанности. Если родители правильно обращаются со своим малышом, способствуют развитию любознательности, инициативы, дают возможность познавать мир, ребенок будет воспринимать мир как безопасный, и чувствовать, что взрослый его всегда защитит и поможет. Таким образом формируется уверенность в своих силах, вера в свои возможности.
Для того чтобы одаренность реализовалась, необходима насыщенная среда. Что же такое насыщенная среда? До двух лет интеллект ребенка – сенсомоторный, то есть он определяется сенсорными воздействиями, а также разнообразием и количеством движений. Очень важно дать маленькому ребенку возможность пробовать на вкус, что ему попадется, ощупывать разные формы и поверхности, видеть разнообразные краски, слышать мелодичную речь. Особенность развития мозга такова, что именно в первый год жизни нейроны должны научиться анализировать поступающие сигналы, и гибель определенных нейронов сказывается на развитии интеллекта. Интеллект ребенка до двух лет развивается благодаря движению и сенсорным ощущениям. Активность малыша до двух лет способствует активности нейронов к десяти годам, поэтому правильно воспитывая и развивая ребенка до двух лет, мы способствуем тому, что ребенок будет успешен, учась в школе.

Движения новорожденного хаотичны,  после трех месяцев более уверенны, после полугода он уже способен выделять и изучать объекты восприятия. Осваивая ползание и ходьбу, ребенок знакомится с пространством, взаимодействуя с предметами, учится слушать, чувствовать, видеть. Именно эмоциональное взаимодействие с миром через собственные ощущения и представления, проверка их в действии создает основу сотрудничества с собой и с другими, развивает личность ребенка.

Малышам очень полезно плавание. Так как младенец обладает нырятельным рефлексом, когда он попадает под воду, рот закрывается, и вода попадает не в легкие, а в желудок. Проводя много времени в воде, он постепенно закаляется. К тому же движения в воде благоприятны для позвоночника. Плавание способствует укреплению мышечного корсета, такие дети начинают раньше ходить, осваивать пространство, манипулировать с предметами. Все это также способствует развитию мозговой деятельности. В дальнейшем, играя в воде, малыш исследует, как ведут себя игрушки, что они всплывают, а наполненные водой, тонут. То есть открывает законы физики для себя, ведет себя как исследователь.  
Чтобы ребенок рос креативным, он должен с рождения знакомиться с миром. 

Если мы будем развивать ребенка только по книгам, он не сможет все осознать и запомнить, потому что необходимо еще и ощущения. Затем эти ощущения связываются с определенными словами. Никогда не забуду, как дочка, которой в детстве много читали книжек, приехав в деревню и увидев стадо коров, закричала «слоны!». 

Вводя прикорм малышу, нужно называть это слово, например, яблоко, затем дать ему потрогать яблоко, лизнуть, а затем и показать в книжке. Так вы формируете мыслительные схемы, которые лягут в основу восприятия мира.  

Часто в многодетных семьях, самые младшие бывают более одаренными, так как растут не в стерильной чистоте и тишине, а в окружении старших, быстрее осваивая этот мир. Исследования показывают, что в африканских племенах, где с рождения младенец окружен множеством людей, интеллект в младенчестве развивается быстрее. Задача ребенка – максимально точно освоить мир. Но только наблюдая этот мир из коляски, да еще и с соской во рту, не залезая в большую лужу, не промочив ноги, не запачкав красивую одежду, не потрогав снежинок руками, не погладив собаку или кота, это сделать сложно. Частенько можно наблюдать картину, как мама не разрешают ребенку бегать по лужам, ругает его, когда тот пачкает одежду, или упорно стоит на своем, не разрешая что-то ребенку.. Не надо красивых дорогих комбинезонов, нужна удобная одежда, которую можно легко постирать. Когда дети двигаются, они выделяют много энергии, и соответственно не надо укутывать ребенка. Иначе при любом сквозняке он простудится. Когда ребенок встает на ноги и начинает осваивать новое пространство, родители стараются обезопасить его от падений, каких-то ударов. Важно, чтобы он сам научился избегать препятствия, поэтому не следует оберегать его от всех углов. Самое главное – защитить его от опасностей, связанных с риском для жизни и здоровья. Некоторые родители начинают бить стол, или какой-то предмет, если ребенок ударился об него, говоря, какой он плохой. Этого делать не следует. Задача родителей – помочь в формировании у ребенка адекватной реальной картины мира. Чем раньше он поймет, что в мире есть законы и правила, которые он должен соблюдать, тем проще ему будет в дальнейшем. Необязательно покупать дорогие игрушки и заниматься новомодными образовательными программами, ездить в дальние страны. Можно часто бывать на природе, находить много интересного в нашей обычной жизни, наблюдать за природными явлениями, взаимодействовать с различными объектами и поверхностями, играть с шишками, камушками, перебирать крупу, заниматься с тестом, раскрашивать глазурью печенье и пряники, делать елочные игрушки и т.д. Тем самым мы развиваем мелкую моторику, а значит и интеллект.

Если родители ничем не увлекаются, вряд ли и детям будет что-то интересно. Вы можете сколько угодно говорить о пользе физкультуры, но если сами не занимаетесь, и не проявляете к этому интерес, то вряд ли проснется интерес у вашего ребенка. Создайте условия для вашего ребенка, поставьте дома шведскую стенку, снаряды, канат, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность, и в дальнейшем он с удовольствием будет заниматься в какой-нибудь спортивной секции.

Если родители живут в атмосфере творчества, папа или мама художник или музыкант, то очень велика вероятность не только генетически что он унаследует ваши таланты. Вся атмосфера дома вокруг будет способствовать этому, большая вероятность, что ваш ребенок начнет рано проявлять интерес к музыке, рисованию или к чему-то еще.  

Если вы целенаправленно занимаетесь обучением малыша, то учитывайте, что годовалому ребенку для обучения музыке или рисованию достаточно 5-10 минут в день, в три года 20-30 минут, в 5 лет он может долго заниматься любимым делом. Обучение должно быть эмоционально окрашенное и целенаправленное ( то есть должна быть конкретная  цель). Например, если вы хотите научить ребенка распознавать какой-то определенный цвет, можно поэкспериментировать, смешивая краски, подбирая предметы этого цвета. Если вы обучаете нотной грамоте, то для трехлетнего ребенка возможно освоить положение ноты в нотной тетради и найти соответствующую ей клавишу на инструменте, можно придумать сказку про эту ноту и нарисовать ее. Главное, чтобы ребенок не утомился и не заскучал. В конце занятия обязательно хвалите, а не выговаривайте, если у ребенка что-то не получается, как вам хотелось бы. У ребенка должно быть желание заниматься дальше. Вспомните, как в детском саду ребенок с гордостью показывает свои рисунки или поделки. Какова ваша реакция, хвалите вы его, обращаете внимание? 

Существуют научные разработки, которые позволяют сформулировать рекомендации для родителей, стремящихся, чтобы речь детей развивалась как можно успешнее. Уровень  развития годовалого малыша зависит от того,  как мама ведет себя с трехмесячным ребенком: она должна с ним много разговаривать в три месяца, говорить с ним более высоким голосом, чем обычно; повторять одни и те же слова, делая акцент на ударную гласную; мама говорит фразу и дает возможность ответить ребенку (каким-либо звуком), выстраивая таким образом диалог. В год мама перестает говорить с ребенком более высоким голосом и общается, четко проговаривая слова. Ребенок учится говорить, глядя на движения губ и лицевые мышцы.

Развитие одаренности в раннем возрасте связано с формированием умения слушать музыку. Современные исследования показывают, что область мозга, отвечающая за различение высоты тона совпадает с областью, отвечающую за математические способности ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок слышит и постепенно привыкает к тому, что в музыке есть ритм и темп, высота и баланс, симметрия и напряжение, все это есть и в движениях тела. Слушая музыку, ребенок двигается,  в восприятии мелодии и ритма участвует мускулатура всего тела. До двух лет интеллект сенсомоторный, поэтому  процесс музыкального слушания является и интеллектуальным развитием. Если вы по утрам ставите определенную музыку, а в обед другую,  с помощью музыки ваш ребенок может освоить время, режим.  Дошкольники любят повторение, им нужно время, чтобы освоить что-то новое (новую еду, новые действия, стихотворные или музыкальные произведения.). Так формируется желание жить по правилам. Именно в дошкольном возрасте важно прививать вкус ко всему полезному: формировать привычки есть здоровую пищу, заниматься спортом, прививать любовь к прекрасному. 

Предлагая рисовать или играть на музыкальном инструменте, нельзя слишком сильно подавлять своим вниманием. Дайте  возможность осваивать новое самому. Предложите ребенку  не стандартный лист, а целый лист ватмана, и рисование превратится в увлекательное приключение. Рисование может быть красками, а может и ладошками или пальчиками. 

Игрушек не должно быть много, так как внимание ребенка рассеивается. Можно их разделить, одними он будет играть, другие на некоторое время уберите, пока ребенок не наиграется. Выбирая разные материалы для игры, вы поощряете фантазию ребенка. Можно создавать игрушки самим, можно лепить из теста и разрисовывать их. Здорово, когда у ребенка есть возможность применить в игре подручные вещи. Мы в детстве использовали и диванные подушки, и одеяла, и коробки. И здесь иногда строгие правила взрослых могут повлиять на создание творческого мира ребенка. Пусть в игре, который придумал он, действуют его правила, и взрослый должен подчиняться этим правилам в игре. Если ребенок еще не наигрался, дайте возможность не убирать игрушки, выделив для этого определенное место в доме.
В дошкольном возрасте важно научить ребенка делам по дому. Почему именно одаренного важно научить выполнять простые вещи? Чтобы он вырос не избалованным, который считает что, все ему должны, а активным, заботливым, любящим своих родителей. 

Так как у маленьких детей отсутствует длительное целенаправленное внимание, родители должны формировать интерес. Как и излишняя помощь взрослых, так и крайнее принуждение ухудшает гибкость мышления. Исследования показывают, что постоянное поощрение сокращает способность детей добиваться новых результатов. Две группы дошкольников посадили за рисование. Одну группу поощряли небольшими подарками, и через некоторое время дети перестали рисовать. А вторая группа, не получавшая внешнего подкрепления, продолжала также с удовольствием заниматься любимым делом.  

Существуют различные методик обучения чтению до года, формирования энциклопедических знаний в первые два года. Но гораздо важнее в раннем детстве не книжные знания, а сенсорный, чувственный и двигательный опыт. Ребенок должен научиться самостоятельно осмыслить каждый факт, сопоставить его с другими, совершая ошибки, таким образом формируя объективную картину мира. Формируется не только интеллект, но и личностные особенности, любознательность, инициативность, стремление понять суть проблемы. Важно не торопить его, а давать время на осмысление узнанного и формирование собственного уникального взгляда на мир.
Даже раннее приучение к горшку является элементом личностного роста, это автономия ребенка, возможность самому справляться со своими проблемами, развитие самостоятельности и инициативы. Раннее обучение простейшим навыкам самообслуживания, возможность самостоятельно решать сложные задачи формирует личность, характер, успешность в жизни. Французские дети с детства приучены есть столовыми приборами и делают все очень аккуратно, никогда не «кусочничают» (не перекусывают), взрослые не подстраиваются под детей, а воспитывают их под себя, формирую культуру питания, здоровой и правильной пищи, правильного поведения за столом, режима дня. Даже вводя в рацион маленьких детей какой-то новый овощ или продукт, они не отчаиваются, если ребенку не нравится, не заставляют его, а говорят: «Ничего, еще распробуешь! Со временем тебе понравится!». Привычки, привитые с раннего возраста, становятся залогом здоровья на всю жизнь. 

После трех лет актуальными становятся не развитие ощущений, а работа с восприятием и мышлением. Походы в зоопарк, дельфинарий, океанариум, лес, наблюдения за явлениями природы, будут влиять на представление ребенка о многообразии мира. 

Между тремя и шестью годами формируется волевые качества ребенка и целеполагание.
Если ребенок выполняет кропотливую работу, нужно поощрить ребенка, нежно прикоснувшись, сказав ему. «Ты уже совсем взрослый. У тебя хорошо получается». Поощрение должно быть к месту. Экспериментируйте со способами – один раз можно погладить, в другой раз сказать одобряющие слова, в третий раз – поцеловать. Если вам что-то не нравится в поведении ребенка, скажите ему об этом, не повышая голоса. (Например: «Мне не нравится, что ты обижаешь младшую сестренку. Я тебе дам время подумать»).

Вы сами вырабатываете правила в своей семье. Если что-то обещаете, делайте. 
Существует метод активизации действий ребенка – вариативное подкрепление. Подкрепляется внутреннее желание ребенка трудиться и выполнять задуманное, не поведение, а именно упорство, инициатива, развитие волевых качеств. Например, ребенок освоил в занятиях гимнастикой шпагат, или новое музыкальное произведение. Можно предложить отметить это событие в кафе. Именно освоение чего-то нового, а не оценка педагога или кого-либо, или внешняя похвала должны закрепляться и получать одобрение.

При формировании сложных навыков, можно позитивно подкреплять отдельные этапы, или должна быть констатация того, что идет движение в сторону формирования навыка Например: «Сегодня нет такого прогресса, как вчера», «надо еще потрудиться, чтобы получилось, давай завтра  поработаем над этим»). Избыток поощрения может быть ошибкой. Не надо хвалить постоянно. У ребенка должна выработаться потребность испытывать удовольствие от работы, а не от похвалы. Таким образом формируется самостоятельность, критическая оценка своих возможностей и поступков.

Очень важно подбирать для развития одаренных детей и творческих педагогов. Поэтому если вы отдаете ребенка в музыкальную, художественную школу, или спортивную секцию, постарайтесь отдать его достойным учителям,  которые не просто будут развивать его талант, но и станут настоящими наставниками. Очень часто дети учатся музыке, рисованию в угоду родителям и из-за педагогов часто или не заканчивают обучение, или на всю жизнь отбивается охота. А во взрослом возрасте часто жалеют, что родители их чему-то не обучили и обвиняют в этом родителей.

Для некоторых родителей правильно воспитанный ребенок должен  беспрекословно подчиняться  родителям. Если мы хотим воспитать самостоятельную личность, задача не наказывать, а учить ребенка анализировать ситуации, разбираться в причинах. Детей нужно научить слушаться в опасных ситуациях, научить распознавать эти ситуации по поведению родителей (например, тон голоса родителей должен стать сигналом безоговорочного подчинения), самостоятельно думать в менее опасных и безопасных ситуациях. Задача родителей – обучить ребенка самодисциплине, которая ведет к уверенности в своих силах, а значит и воплощению своих планов. Если ребенок непослушный и его постоянно наказывают, он свыкается с мыслью, что он плохой. Во-вторых,  развивается тревожность, которая ведет в дальнейшем к развитию депрессии, различным психосоматическим заболеваниям. Поощряйте, замечайте хорошее поведение непослушного ребенка, игнорируйте моменты, когда он не слушается, если это не угрожает здоровью. Подумайте, может быть правила слишком строги, или ограничений слишком много.   

Как обучить ребенка дисциплине:
– ваши требования должны быть ясными и прямыми. Если вы хотите послушания, скажите «Подойди ко мне», вместо «Что ты бегаешь!»; «Дай мне руку, мы переходим улицу», вместо «Надо быть осторожным»;
– указания должны быть позитивными (без частицы «не»). Вместо «не кричи» – «говори потише», вместо  «не хулигань» – «давай с тобой займемся …»;
– указания должны быть ясными: вместо «веди себя прилично», «хорошие девочки так себя не ведут» – «пожалуйста, говори потише»;  
– тон голоса должен быть нейтральным, не должен быть излишне эмоционально окрашенным – «умоляю, мой милый», «твоя мамочка расстроена»;
– ваши указания должны быть выполнимыми (вместо «будешь заниматься музыкой весь день!» – «давай будем еще отрабатывать еще...», «над этим местом надо еще поработать, чтобы получилось»);

Одаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей и педагогов. Мы должны предоставлять неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое  начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Развивая интерес к жизни, инициативу, мотивацию к обучению, освоению нового, достижениям вы развиваете одаренность вашего ребенка. Поощряя  креативное решение даже в обычной жизни (подарок своими руками, создание необычного рисунка, сочинение стихотворения (даже без рифмы),  создание кулинарного шедевра), вы способствуете творческому развитию вашего ребенка.. Креативность можно и нужно воспитывать, и со временем оно становится жизненной установкой, являясь залогом душевного здоровья. 

Сезнең фикер

Загрузка..
Загрузка..
ТР кеше хокуклары буенча вәкаләтле вәкил
Матбугат чаралары белән элемтәләр урнаштыру булеге белгече
Кукмара районы Камышлы авылы имам-хатыйбы
Татарстан Республикасының Этил спирты һәм алкогольле продукция җитештерүне, әйләнештә йөртүне, сыйфатын дәүләт тикшерүен тәэмин итү һәм кулланучылар хокукларын яклау буенча дәүләт инспекциясенең Казан бүлеге җитәкчесе.
Врач-кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук
Intertat
Татар-информ
Татмедиа
16+
Сделано в iCC Design Group
www.icc-otk.com