Хатын-кызлар өчен татар телендә
бердәнбер әдәби-нәфис журнал
1913 елда чыга башлады
1926–1991 елларда «Азат хатын»
Баш битХатын-кыз галәмеБала → ​Домашняя сказка (+ видео)

​Домашняя сказка (+ видео)

Алима Салахутдинова
Алима Салахутдинова
08 июня 2016
1530 карау
Все родители сталкиваются с проблемами в воспитании. И проблемы у всех, надо сказать, разные. Первые кризисные истерики, изменения в поведении, агрессия, непослушание, страхи, отсутствие друзей, асоциальность... да можно ли перечислить разные проблемы разных детей? Ведь у каждого из родителей на каждого своего ребенка есть свой список задач воспитания. 
Я с вами хотела поделится восхитительным методом, который я открываю для себя вновь и вновь. Каждый раз, сталкиваясь с какой-либо ситуацией, удивляешься, как же поступить, как объяснить? И каждый раз, почти в каждом возрасте, я нахожу это для себя лучшим методом, который называю «домашняя сказка».  Сказка, которую мы вместе с детьми придумываем, рассказываем или театрализуем. Особенность такой сказки, в том, что она направлена на решение проблемы, конфликта или на то, чтобы услышать настроения, эмоции ребенка.

Впервые я начала использовать ее интуитивно со старшим сыном при укладывании на ночь. Ему был всего лишь годик, но предварительно показав сказку, о том как игрушки устают за день и как им хочется спать, он с радостью  убирал все игрушки на место, по сценарию сказки. Он  играл в сказку, он напевал им «Әллүки» и очень старался, а я могла  посвятить себя младшему месячному карапузу.  Вскоре эта сказка перешла в вечерний ритуал «собирания игрушек». 

Когда мальчики подросли, мне было тяжело справится с драками, неосознанными, но все же драками! И мы вновь играли в театр. Выбирали героев и играли произвольно, кто что говорит, кто что думает. В этих сказках я могла услышать их обиды за день. Оказывается «львенок» злой на «машинку», потому что ему положили меньше  каши!!! И это для меня было огромной  подспорьем в понимании их чувств. …Чуть позже я познакомилась подтверждением моих идей, методов у  профессиональных психолого-педагогов.

Итак, как же использовать домашнюю сказку? 
 

Сказка по решении какой-либо ситуации

Главным выбирайте любимую игрушку, предмет ребенка. Если он у вас безумно любит машинки – значит главный персонаж машинка!!!
Придайте главному действующему герою позитивные черты характера вашего ребенка.
Четко определите идею, которую хотите донести до ребенка.
Наложить ситуацию на сказку. Обрисуйте ситуацию с разных сторон, с разных точек зрения, возможностей.
Покажите мини-театр. 

Вы можете использовать рисунки детей как декорации, детальки лего, мягкие игрушки, фигурки животных, смастерить сцену,  фантазировать на каждом шагу, прислушиваясь к идеям и желаниям  детей. Но,  не усложняйте, упрощайте максимально. Чем красивее вы это сделаете, тем больше это у вас займет времени, значит, тем реже вы это будете это делать. Если ваши дети полюбят сказки, появятся у вас и сцена, и занавес. Но в начале самое главное - содержание.
Предисловие к сказке должно быть яркое и богатое, я бы даже сказала фантастическое! В первые минуты сказки, ребенок должен окунуться в мир сказки, отвлечься, заинтересоваться  и не осознать того, что мама  проецирует меня самого на главного героя. Чем красочнее и детальнее будет начало, тем больше вовлеченности и подсознательной работы, внутренней работы будет у ребенка. В раннем возрасте это очень просто, дети настолько доверчивы и искренни, что у них даже малейшего подозрения не возникнет! Взрослея они легче считывают ситуации в сказке, и если вы не основательно продумали предисловие, сюжет – дети будут принимать отстранённое участие. Надо отметить, что психологи используют этот прием до 12-13 летнего возраста.

Сказка должна состоять из следующих обязательных этапов: 
1.  Описание героя
2. Описание жизни героя 
3. Ситуация, сюжет 
4. Решение проблемы
5. Возможное обсуждение, рассуждение с детьми о сказке.

Сказки можно рассказывать по-разному. Все зависит от контекста ситуации и от желаемого результата. Для себя я их разделила на следующие варианты:
 

Сказка на решение  насущной проблемы

Окутайте вашу проблему (простую или сложную) в сказку. Ведь «домашняя сказка» – это тот самый совет, который мы хотим дать нашим детям! Мудрый родитель не будет  открыто советовать ребенку,  как ему поступать, так как эти  слова, просто напросто, не будут услышаны или вызовут отторжение. А в сказке ребенок сам находит решение, он анализирует ситуацию абстрактно и принимает объективное решение.

Положительным примером данной сказки может быть наша история о «крокодиле». Моему сыну было три годика. Мы были домашними, не ходили в садик. Когда я записала сына на курс «фигурного катания», я столкнулась с его нежеланием отлучаться от меня, участвовать в коллективных физкультминутках. По началу наделала много ошибок пытаясь быть строгой и заставить что-то сделать, конечно, это привело лишь к большему отторжению. Начала показывать сказку на примере животных, как маленький львенок в сафари начал ходить в  школу. Я описывала его тоску по маме, его страх того, что мама львица может уйти на охоту  и не вернуться, страх ко всему другому прайду.  Последующие чувства ребенок добавлял мне сам, а далее находил причины почему льву полезно ходить в школу. В один день на тренировку ребенок предложил взять льва, потому что он не видел льда.  В тот день, мы не заметно для себя, отъехали от борта, не боялись, что мама уйдет и начали кататься! Следующим успехом была физкульминутка. В этот день было очень мало детей, мы посадили льва. Чтобы он видел занятия и вдруг мой сын дает своему другу совет: «Ты не бойся,  никто смеяться не будет. Старайся делать как тренер и у тебя начнет получаться. Самое главное надо стараться!» Я  до сих пор не знаю, кто над ним мог посмеяться и почему он этого боялся, но проговаривание этих чувств явно помогло нам преодолеть этот барьер, а мне еще лучше понять свое дитя! Мы до сих пор катаемся, точнее успешно играем в хоккей.
 

Вопросительные сказки

В вопросительных сказках можно делать остановку на 3 этапе повествования, а далее спросить мнения детей, их чувства, главное  поставить вопрос: «Что же ему (главному герою) делать?»
В этом виде сказки не исключены различные варианты финала сказки. Обыграйте каждый вариант, предложенный ребенком, утрируйте неправильное решение. Например, ребенок настоятельно рекомендует стукнуть девочку (куколку), из-за того, что она плачет. А вы как раз хотите объяснить, что так нехорошо поступать. Расскажите чувства этой девочки, ее родителей, обрисуйте последствия для  этой девочки, для него, расскажите о вселенском законе возврата всего и т. д.
 

Сказки-рисования

В рисунках, как известно, отражается все состояние автора.  И вы можете попросить детей нарисовать рисунок по показанной сказке, отметить для себя в каких тонах это сделано, желание ребенка и его отношение к этой сказке. Рисунки помогут вам отслеживать реакцию ребенка и изменения отношения, чувств к данной ситуации.  Очень часто дети рисуя, прорабатывают решение конфликта, проблемы. Сейчас даже есть альбомы, где ребенок может создать свою историю. Ребенок сам рисует сказочного героя из заданной тематики. К примеру, мои дети были в восторге от альбома японского автора Таро Гоми. 
 Из нашей личной семейной истории, я хотела бы рассказать о том, как  рисовал мой старший сын. Рисует он изумительно! С помощью психолога (Татьяна Архипова), мы проследили его чувства. На рисунках явно прослеживалась тематика дружбы и поиск друга. Главный герой – дракон, был очень хорошим. Хотел иметь друзей, но был слишком сильным, что его боялись. Поэтому на рисунках он был под землей.  Беседуя, я все больше выясняла причины его силы и причины, почему он не может иметь друзей. Мы просто продолжали рисовать, всегда рассказывая сказку по рисунку, иногда менялись какие-то штрихи, события. В один прекрасный день, «дракон» смог выйти из подземелья и у него появился друг – рыцарь. Стоит ли мне говорить, что именно с того момента у сына появился друг!?!


Произвольная сказка

Сказка где вы занимаете роль главного и самого внимательного «слушателя». Если вы будете показывать интересные сказки,  то обязательно ребенок захочет сделать это и сам. Придумать и показать историю. Это самая интересная и для вас познавательная сказка. Слушайте внимательно!

Эта сказка мне очень помогла понять чувства моих сыновей погодок друг другу и ,конечно, сплотить их.
 

Сказка по книжке

Эти сказки направлены на завоевание внимания и привития чувства любви к домашним мини-спектаклям. Вы можете показывать различные сказки и стихи, дополняя и разъясняя их основную идею. Многие стихи Г. Тукая мы стараемся проинсталлировать. Мы лепим героев, создаем декорации, учим стихотворение и вот у нас уже несколько своих мультиков и парочка своих зрителей.
 

Сезнең фикер

Загрузка..
Загрузка..
Казан шәһәре Совет районы буенча Россия Пенсия фонды идарәсенең матбугат чаралары белән элемтәләр урнаштыру бүлеге белгече
ТР кеше хокуклары буенча вәкаләтле вәкил
Кукмара районы Камышлы авылы имам-хатыйбы
Татарстан Республикасының Этил спирты һәм алкогольле продукция җитештерүне, әйләнештә йөртүне, сыйфатын дәүләт тикшерүен тәэмин итү һәм кулланучылар хокукларын яклау буенча дәүләт инспекциясенең Казан бүлеге җитәкчесе.
Врач-кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук
Intertat
Татар-информ
Татмедиа
16+
Сделано в iCC Design Group
www.icc-otk.com