Хатын-кызлар өчен татар телендә
бердәнбер әдәби-нәфис журнал
1913 елда чыга башлады
1926–1991 елларда «Азат хатын»
Баш битБлогларАйдар Садыков → ​«Кастрированный Кисекбаш»


​«Кастрированный Кисекбаш»

Айдар Садыков
Айдар Садыков
VIP тамада
«Кастрированный Кисекбаш». 

Беру в руки книгу с поэмой Тукая «Сенной базар или новый Кисекбаш» в переводе с татарского на русский и адаптированным для детей. Примечательно и, поначалу мне было радостно, что оригинал и перевод даны параллельно, но тут же радость сменилась лёгким разочарованием. Порадовало то, что человек знающий два языка, например, сможет прочувствовать красоту двух языков и получить расшифровку непонятных слов или оборотов. Читая такие переводы становится понятно на сетования знающих людей, что никакой, даже талантливый перевод, не передаст атмосферы, которая присуща оригиналу. Об этом говорят и преводчики сонетов Шекспира с английского на русский, и переводчики Пушкина на иностранные языки. 
Хорошо, если переводчик максимально близко к оригиналу пытается перевести текст, но, к сожалению, я не могу найти объяснения тому, что из текста умышленно вырезаются целые куски, важные для понимания всего произведения. 

Пример 1. Отсутствует текст, в котором говорится, что действие происходит  на улице Московской.

Пример 2. Не переведён текст в котором говорится о том, что народ собрался на углу «кяфиров «, в некотрых переводах дан как «угол нечестивых», а проще - неверных.

Пример 3. Отсутствует упоминание, что главный герой « мощный мусульманин»  из цирка «уруса Микитина», то есть русского  цирка братьев Никитиных.

Пример 4. Вырезан полностью рассказ Кисекбаша о разгульной жизни по ночам. 
Откуда такое вольное обращение с классикой?

Представляете,  вы берёте «Мастера и Маргарита» Булгакова и вместо Патриарших прудов вы просто читаете, что Воланд и Берлиоз сидели в парке. Топонимика - это важная составляющая часть любого произведения. Именно упрминание конкретных мест  придают вымышленному произведению правдоподобность, а любителям истории  привязки к конкретным местам позволяют проследить передвижения героев. Например,  Достоевский указал точный маршрут и количество шагов Раскольникова до дома старушки-процентщицы.  

На чердак, где жил Раскольников, ведут ровно 13 ступенек.

Ещё в 1907 году супруга Достоевского на полях «Преступления и наказания» раскрыла многие сокращения в топонимике романа. Зная, что жена интересуется топографией «Преступления и наказания», Достоевский однажды показал ей во дворе дома по Вознесенскому проспекту, 3, камень, под которым Раскольников спрятал украденные у старухи процентщицы драгоценности.

Поэтому путешествие по местам «Преступления и наказания» - это сплошное удовольствие. Да, кстати,  от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны всего 730 шагов!

Предлагаю всем любителям родного края не полениться и перечитать короткую сказку Тукая «Кисек Баш», выйти на улицу Московскую, вначале который и находился «Сенной базар», дойти до дома «Татваленка», что напротив Камаловскооо театра, именно на его месте, на месте дома, и была церковь Четырёх Евангелистов. Оттуда прогуляться по берегу озера Кабан до химкомбината братьев Крестовниковых и уже там  самотстоятельно найти то место, где Кара-Ахмет сражался с Дивом.  

Читайте правильные книги в правильных переводах. 

Не повезло «Кисекбашу»: герою не только голову отрезали, но и саму поэму обрезали. 


Справка из «Новой литературной энциклопедии». 
ТОПОНИМИКА(греч. topos – место и onoma – имя), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы). Топонимика изучает историю названий, принцип, по которому даётся имя той или иной местности.  В художественной литературе используются как реальные, так и вымышленные топонимы. Реальные названия мест включаются в текст для приближения читателя к действительности (например, реальные названия мест, где проходили бои, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого ). Вымышленные топонимы обычно являются говорящими: город Глупов у М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города», деревни Горелово, Неелово, Разутово, Знобишино у Н. А. Некрасовав «Кому на Руси жить хорошо» и т. д. Также используются обобщённо-символические названия: напр., Город в «Белой гвардии» М. А. Булгакова . Иногда вымышленные названия звучат намеренно экзотически, что усиливает сказочный, фантастический колорит в произведении.

Сезнең фикер

Загрузка..
Загрузка..
ТР кеше хокуклары буенча вәкаләтле вәкил
Матбугат чаралары белән элемтәләр урнаштыру булеге белгече
Кукмара районы Камышлы авылы имам-хатыйбы
Татарстан Республикасының Этил спирты һәм алкогольле продукция җитештерүне, әйләнештә йөртүне, сыйфатын дәүләт тикшерүен тәэмин итү һәм кулланучылар хокукларын яклау буенча дәүләт инспекциясенең Казан бүлеге җитәкчесе.
Врач-кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук
Intertat
Татар-информ
Татмедиа
16+
Сделано в iCC Design Group
www.icc-otk.com